Только один крупный релиз — предновогодний альманах «Ёлки», во главе которого Тимур Бекмамбетов. В художественном плане не менее представительным является стартующий в ограниченном прокате «Иллюзионист» Сильвена Шомэ. Замыкает тройку премьер экранизация романа Харуки Мураками «Норвежский лес» от венецианского лауреата Чан Ань Хунга. «Ёлки» Ветвистое дерево из нескольких историй, произошедших в самых отдаленных друг от друга российских городах. Маленькая калининградская сиротка наврала остальным детям о том, что ее отец — президент, и спасти девочку может только теория шести рукопожатий. Екатеринбургский вор (Артур Смольянинов) попадает в тюрьму за украденную цепочку, откуда сбегает, надев на себя милицейскую форму задержавшего его капитана Синицына (Сергей Гармаш). Двое пермских спортсменов-экстремалов решают окончательно выяснить, кто круче — лыжник или сноубордист, скатившись по лестничному пролету многоэтажки. Работник крупной компании (Иван Ургант) спешит к невесте в Санкт-Петербург и во время полета признает в соседе (Сергей Светлаков) любовника своей второй половины. Красноярский таксист (Никита Пресняков) мечтает о Вере Брежневой (играет саму себя), а та случайно подсаживается в его машину, чем герой решает непременно воспользоваться. Уфимская женщина (Мария Порошина) пытается во что бы то ни стало загадать новогоднее желание. После баснословного успеха продолжения «Иронии судьбы» Тимур Бекмамбетов по-прежнему силится создать идеальный народный хит, который бы снова сорвал банк проката. «Черная молния» при немалых рекламных затратах повторить подвиг не смогла даже близко — уж слишком откровенное калькирование с западных поделок она из себя представляла, да еще посодействовала сильнейшая конкуренция в виде «Аватара» Джеймса Кэмерона и «Шерлока Холмса» Гая Ричи. Проект «Ёлки» опирается на известную схему киноальманаха (опробованную в России в 2010 году с фильмом «Москва, я люблю тебя», но безуспешно), правда, несколько нестандартного и более-менее самобытного, хотя и опирающегося на западные аналоги (главным образом на «Реальную любовь»). Сюжетных линий в «Ёлках» сразу несколько. Снятые разными режиссерами, они переплетаются между собой. Связующим звеном служит теория шести рукопожатий, которую на практике проверяют воспитанники калининградского детдома, чтобы достучаться до президента, причем наглядно поясняя известную гипотезу, мальчик Вова, решивший помочь подруге, ставит на стол олицетворяющего президента плюшевого мишку. Чтобы гарантировать беспроигрышность во всем, к проекту были стянуты самые востребованные силы отечественного кино и телевидения (не хватает разве что Гоши Куценко), воплощающие на экране основные свои типажи. Сергей Гармаш — конечно же, сама мужицкость, Артур Смольянинов отвечает за простецкость, Иван Ургант и Сергей Светлаков вовсю юморят, Виктор Вержбицкий хмурится и т.д. Неожиданно для всех в фильме мелькнул, казалось бы, забытый герой Ютуба таджик Джимми. Самое удивительное в его дуэте с упомянутым Вержбицким состоит в том, что их совместная сцена является цитатой из оскароносной короткометражки Адама Дэвидсона «Свидание за завтраком» — совершенно внезапная аллюзия, неожиданная для раскрученного отечественного предновогоднего проекта (вряд ли неосознанная, уж больно прямая). В остальном «Ёлки» по пунктам соблюдают атрибутированность идеального рождественского фильма: обязательная вера в чудо, непременная приторность, по уровню которой проект Бекмамбетова сотоварищи оставляет далеко позади концовку «Этой удивительной жизни» Фрэнка Капры (хотя в отношении подобных картин ее вряд ли можно назвать недостатком, скорее это непреложный элемент), разнообразные герои, в заполошном преддверии Нового года открывающие в себе новые (конечно, положительные) черты. Но на самом деле львиная доля подобных картин — от «Магазинчика за углом» до комедии «Один дома» — демонстрируют ровно такой же угловатый позитивизм, так что тут авторы российского проекта следовали годами проверенными методами, подойдя к задуманному вполне ответственно и опрятно вписав свой альманах в нынешнюю предпраздничную суету. «Восемь (кажется) сюжетных линий находятся в диапазоне от умеренно искрометного КВН (пермские сноубордисты) до сравнительно милой телекомедии (уфимская невеста), но к концу соединяются во вполне трогательный вариант праздничной телепередачи, в которой, кроме неизбежной по сезону сентиментальной романтики, вменяемо звучит тема единства не особо любящего друг друга населения очень разобщенной страны», — Петр Фаворов, журнал «Афиша». «Иллюзионист» Ветеран фокуснического ремесла нигде не может найти себе места: публика его выступления принимает неохотно, предпочитая неистовствовать во время концертов рок-групп. Случайно познакомившись с одним забулдыгой, иллюзионист приезжает в шотландскую деревеньку, где его искусством, фактически никому не нужным, покорена местная девушка, вообразившая, что он настоящий колдун, и последовавшая за ним в Эдинбург. Второй после триумфального «Трио из Бельвилля» фильм Сильвена Шомэ, на этот раз основанный на нереализованном сценарии Жака Тати. Великий французский комик посчитал его слишком личным, и права на текст были переданы режиссеру-аниматору дочерью Софией Татищевой уже после смерти мэтра. «Иллюзионист» — такая же штучная работа, как и первая лента мультипликатора. Не столь гротескная, подстроенная под психофизику оригинального, пускай и покойного автора, да так, что иной раз лента кажется не столько новой работой Шомэ, сколько реинкарнацией Тати. Последний появляется живьем на полотне кинотеатра во время фрагмента из оскароносной ленты «Мой дядюшка». Мир «Иллюзиониста» насколько немногословен, настолько уютен и притягателен. Тщательность, с которой художники выписывают детали интерьеров, не может не вызывать восхищение, и это также коррелирует со стилистикой Тати, всегда пренебрегавшего какими-то значительными сюжетными поворотами в угоду малых, вроде бы ничего не значащих фрагментов и действий, фактически составлявших его фильмы и выделявших этого певца обыденного на всем остальном комическом фоне. Новая работа Шомэ с искренним добродушием принята критиками и входит в различные итоговые обозревательские топы, попутно выдвигаясь на престижные кинематографические премии, например, «Золотой глобус». «После „Иллюзиониста“ вы можете навсегда расхотеть видеть компьютерную анимацию», — Том Сеймур, Little White Lies. «Сладостно-горький, живой и красивый до совершенства. Любовное письмо к кинематографу и Шотландии», — Хелен О’Хара, Empire Magazine. «Элегантная и чувствительная элегия по прошлому», — Эрик Ди Снайдер, Film.com. «Каждый кадр здесь тщательно выполнен со всеми деталями и глубиной», — Саймон Рейнольдс, Digital Spy. «Если голливудская анимация кажется вам немного приторной и слишком детской, то „Иллюзионист“ — прекрасное противоядие против нее», — Daily Express. «Менее рассчитанный на широкую публику, чем „Трио из Бельвилля“, фильм Шомэ — это мастерски рассказанная история, полная остроумия, горькой радости и потрясающей нежности», — Рич Клайн, Shadows on the Wall. «Прекрасные эдинбургские фоны, сделанные с максимальным вниманием к свету и погодным условиям, лишь частично компенсируют вялую и неувлекающую историю», — Кристофер Туки, Daily Mail. «Это сентиментальное любовное письмо Эдинбургу, его уникальной географии, архитектуре и отчетливо бледному зимнему свету», — Дэвид Гриттен, Daily Telegraph. «Норвежский лес» 1969 год. На улицах Токио бушуют студенческие волнения, а лучший друг главного героя Ватанабе — Кизуки — кончает жизнь самоубийством. Сильнее всех переживает его смерть любимая Наоко, с ней покойный дружил с трех лет. Ватанабе испытывает к Наоко сильное чувство, меж тем она, будучи психологически надломленной, решает отправиться на лечение в отдаленную от города местность, куда временами наведывается и герой. В то же время он знакомится со своей сокурсницей Мидори, более бойкой и явно заинтересованной в Ватанабе, хоть и утверждающей, что у нее есть парень. Живущий во Франции режиссер вьетнамского происхождения Чан Ань Хунг шел к экранизации «Норвежского леса» около четырех лет, потраченных на уговоры Харуки Мураками о продаже прав для адаптации. Теперь же дело сделано, фильм снят и с ходу попал в конкурс последнего Венецианского фестиваля, где когда-то Ань Хунг произвел фурор своей лентой «Рикша». По форме, конечно, «Лес» получился очень симпатичным: камера плавно скользит по поверхностям, а в одном из эпизодов режиссер даже не скупится на длинный план (по его словам, вдохновленный Тарковским). Куда сложнее все с содержанием, учитывая, что во время премьеры картины в Венеции зрители не высказали ей особого расположения. С другой стороны, ее прием оказался намного теплее, чем у предыдущей работы постановщика «Я прихожу с дождем», среди самых мягких откликов расценивавшейся как «неоднозначная». В любом случае обязательный набор факторов, гарантирующих удовольствие заинтересованным зрителям, в «Норвежском лесе» представлен в достатке. И прекрасная операторская работа, и внешне прелестные герои, и живописная природа, и Джонни Гринвуд из Radiohead, ответственный за саундтрек. Кроме того, хоть название и располагает к группе The Beatles, чаще в фильме звучат композиции корифеев краут-рока Can, что по сути пусть и небольшое, но вполне себе достижение. «Превосходная операторская работа Ли Пиньбиня создает сеть визуальной чувствительности, которая сопровождает персонажей в их эмоциональном путешествии», — Дебора Янг, Hollywood Reporter. «Книга воздействует на каждого читателя на очень личном уровне. Я сейчас читаю другие романы Мураками, и меня не покидает ощущение, что они как будто говорят прямо со мной. Каким-то образом они узнали меня и затронули самые интимные уголки моей души. И это мне очень нравится в книгах Мураками. Конечно, я читал много романов других писателей, но они не вызывали во мне такие ощущения. Так что самым трудным при написании сценария для меня стала попытка сохранить и передать эти ощущения для зрителя», — рассказал режиссер в интервью для КиноПоиска Татьяне Шороховой. На следующей неделе в российском прокате стартуют «Трон: Наследие», «Знакомство с Факерами 2» и «Зона турбулентности».
|