Рецензии на фильм Агирре, гнев божий Aguirre, der Zorn Gottes - - А Рецензии на фильмы - Кино фильмы 3d662a61
Кино > A > Рецензии на фильм Агирре, гнев божий Aguirre, der Zorn Gottes
Рестарт- наша группа. и Наша Экологичная Программа
 

Рецензии на фильм Агирре, гнев божий Aguirre, der Zorn Gottes
( 0 Голоса )
Рецензии на фильмы

Terra incognita Вернера Херцога рецензия на фильм Агирре, гнев божий, Aguirre, der Zorn Gottes

Вернер Херцог — Homo ignotus в немецком кино 70—80 годов. Он неистовый романтик «южной» мюнхенской волны кинематографа Германии, он экзистенциальный документалист, чьи фильмы «вещественные» и эфемерны как и любимые им перуанские леса. Херцог всегда говоривший, что «кино — искусство не для ученых, а для неграмотных» каждым своим фильмом подтверждал собственную жажду познания мира и человека.

Режиссер пришедший в кино с особым этнографическим видением сценарий одного из своих самых известных фильмов «Агирре, гнев Божий» написал за два с половиной дня во время поездки со своей командой на футбольный матч. Написал, что говорить, быстро. После этого ему больше ничего не оставалось как украсть из запасов киношколы, в которой учился, 35-миллиметровую плёнку, а после сорваться со всей съемочной группой в глухие джунгли, кишащие всем, что непривычного белого человека могло съесть, укусить и заразить.

Херцог отсылает действие к первой половине XV века, в те ренессансные времена когда Испания с дикостью богатой империи завоёвывала жизненное пространство, разрушала древние Миры, вгоняла в рабство весь Новый Свет и убивала Историю Человечества во имя короля Карла V и делала это руками горстки головорезов под предводительством безграмотного Писсаро.

Писсаро хотел найти Эльдорадо, найти то, что можно переплавить и затем сплавить по желтым водам Амазонки прямиком к судам Его величества. Но он не учел одной немаловажной детали — испанская кровь на закате Инков была редкой вещью и оттого еще более желанной для индейцев мстящих за смерть своего царя. А потому долгая дорога в джунглях для испанских конкистадоров из похода завоевателей превращается в бандитский рейд компании ошалевших от взаимной ненависти высокопоставленных испанцев во главе с кривобоким Лопе Де Аггире.

Херцог упивается властной издерганность Аггире, сублимируя в нём чистую силу волеизъявления Человека против небес, против порядка вещей. Маленький лихорадочный Аггире называющий себя «гневом Божьим» заявляя, что «если я захочу, чтобы птицы падали мертвыми с деревьев, то птицы будут падать мертвыми с деревьев», становиться для остальной выжавшей кучки голодных недобитых конкистадоров «бичом Божьим».

Аггире — великий предатель никогда не существовавших стран и мертвых континентов, незаконнорожденный наследник великих варварских империй и погрязших в кровосмесительных связях царских родов. Он пришедший завоевывать свой рай, свою новую Испанию, свой Эльдорадо, свою Страну Великой Мечты и нашедший лишь запах смерти во влажном воздухе обещавших золото джунглей. Он — конкистадор в некогда не истлевающих латах; он — Харон присягнувший именем Стикса; он- безумец заворожено смотрящий в серое перуанское небо; он будто только что сошедший с картины Антонио де Переды, но не принявший покаяние. Его Бог — это свобода, это презрение и гнев проклятого небожителя. Он узнаваем и притягателен потому, что воплотил в себе силу всех фанатичных выродков когда-либо рожденных на этой Земле.

Именной такой герой мог завладеть воображением Херцога, потому как он «контра», средневековый «сталкер», неуязвимый воин совершающий ритуал сonquista of parai so и не подозревающий, что глинистая вода Амазонки несущая его плот к туманному Эльдорадо уже заключила его меж своих берегов оставив наедине со своей одержимость, одного в своём бессмертии в этой перуанской Валгалле.

Эльдорадо становиться для этого проклятого короля наваждением уже перешедшим из реальной плоскости восприятия в мистическое ощущение живущие лишь в его выжженном страхом перед неизвестность таящейся в джунглях воображении. Херцог наделяет маленького оккупанта особенным сверхсознанием и верой в своё предназначения перед Миром, присваивает Аггире желание Творить Историю подобно тому «как другие ставят спектакль».

Фильм смотрится как доподлинно реальная документальная зарисовка великой эпохи завоевания испанскими конкистадорами Южной Америки, а немецкий режиссер создаётся весьма странную иллюзию «подсмотренности» всего происходящего, еще больше усиливающуюся, когда звучит заунывная дребезжащая инструменталка «Popol Vuh».

И в итоге понимаешь, что «Аггире, гнев Божий» откровенно антижанровая вещь, чья обобщенная планетарность начинает зашкаливать к концу происходящего с лихвой окупая не только явную затянулось и монотонность ленты, но даже раздражающий и режущий глаз красный нитролак, который скупо проливается вместо драгоценной испанской крови.

Это доподлинно культовое кино, так как Херцог нашел какой-то особый мистический, сакральный язык на котором можно рассказать о всех безумствах, тайнах и проклятиях этого мира.

Гнев природы рецензия на фильм Агирре, гнев божий, Aguirre, der Zorn Gottes

Что дал процесс цивилизации? Люди, обладающие знаниями, полные духа, сил и мечтаний, вторгаются в неизведанную, девственную природу Южной Америки, и выглядят абсолютными дикарями и чудовищами, рядом с настоящими аборигенами, являющимися частью этой земли. Конкиста — мощное историческое изнасилование, жестокое и грубое надругательство над истинной природой, частью которой являлись люди, со своей особенной культурой и религией. Идея христианства тут тонет в шуме горной реки, в криках птиц и подражающим им свисте индейцев. «Слово Божье» тут немо, когда местные жители кричат «Мясо!», глядя на проплывающих мимо испанцев.

«Книга молчит», — говорит индеец, прикладывая Библию к уху. Да, это точно — Бог, к которому взывают Его сыны, так гордо и цинично несущие его имя впереди своих караванов, молчит, глядя на обезумевшего Агирре, возомнившего себя Всемогущим. Законы Испанской короны кончились там, где началась бескрайняя зелёная земля, ведущая в Эльдорадо, и осталось только одно правило: главный тот, кто сильней. Но у джунглей, куда вторглись непрошеные гости, свои законы — ты жив, только пока летит стрела. Балансируя на скользких брёвнах, опьянённый алчностью, одержимый Агирре не замечает, как смиренно, не корчась, без страшных судорог, принимают смерть его солдаты. В их гибели нет ни героизма, ни пафоса, только спокойствие, как будто они уходят в нирвану, возвращаясь к началу, к истоку, к природе.

Фильм Херцога — сложное, сюрреалистическое полотно, рассказывающее о походе XVI века, и так как Босха считают предтече сюрреализма в живописи, то и кадры отчасти отсылают к его картинам. И кровь, нереальная, подчеркнуто красная, чтоб видно было на тёмных костюмах, как будто из приёмов средневековых художников. Говорящая отрубленная голова, лошадь на берегу реки в попоне, голый негр, гонимый солдатами для устрашения индейцев, черепа и кости рядом с бананами, толстый «император», раздающий земли, как куски пирога, корабль на дереве, полчище мартышек и Агирре с безумными глазами — всё это происходит на фоне завораживающей, захватывающей дух, природы. И, наконец, невероятно красивая, нежная донна Инесс, в золотом платье, уходящая в дикий лес, покидающая этот ад. Сюрреалистический сон, показанный настолько реально, что желание проснуться не покидает даже, когда уже понял, что не спишь.

Космическая музыка Popol Vuh льётся с небес, заполняя пространство зеленых джунглей, горы и тёмную, мутную воду. Музыка, которая погружает в тайны. Индеец в традиционной шапочке, стоя рядом с Агирре, играет на свирели незатейливую мелодию, и эти легкие нотки наполняют безумием «короля», которого развлекает «шут». Тема природы раскатывается по туманным склонам до самого горизонта, побуждая мечтать о том, что, может быть, поиск сказочной страны не будет напрасен.

Внимательная камера выхватывает лица и взгляды солдат, как будто хроника тех тяжелых дней. И вот, ты уже чувствуешь привкус маиса во рту, влажность реки, жесткость листьев, дыхание ламы, запах пота, страх перед стихией, перед неизвестностью. Ярко-сиреневая блуза, проглядывающая через щели кожаного костюма, так и мелькает перед глазами. Агирре! Я запомню его движения, небесный взгляд и безумный гнев.

10 из 10

рецензия на фильм Агирре, гнев божий, Aguirre, der Zorn Gottes

Основой сюжета этого оглушающего, атмосферного фильма, послужил дневник испанского монаха — единственное что осталось от одной пропавшей экспедиции, отправленной Писсаро. Конечно же можно спросить — а что толку от этого бессмысленного похода в масштабах истории? Но смысл как раз таки в масштабах истории и можно увидеть. Фильм — это гимн жажде власти, честолюбию, алчности, короче всех тех сил, которыми строились одни цивилизации и государства и завоевывались другие. Только посредством такого безумного стремления к власти и можно достичь своего Эльдорадо.

И естественно осуществить замысел Херцога в изображении такого одержимого желанием стать повелителем Золотого Города, сверхчеловека мог только один актер — Клаус Кински, актер с сумасшедшей энергетикой и выдающейся харизмой. Он не играет — такие безумные глаза нельзя «сыграть», это можно только пережить и потом носить этот хаос и постоянно с собой. И когда в кадре есть Кински, все остальные превращаются просто в фон, этот человек просто выжигает пространство вокруг своей персоны — более идентичного исполнителя этой роли и представить сложно.

А благодаря особенной, почти что документальной манере съемке, и похожему на какую-то ритуальную мелодию, саундтреку, фильм завораживает и погружает в эту атмосферу, создается практически эффект присутствия.

Эта странная ритуальная музыка вообще одна из основ этого фильма — она звучит наподобие Реквиема, создает необходимый настрой неизбежности и дает зрителю ясно понять с самого начала, кому уготованы участи жертв — естественно всем этим человечкам — его соотечественникам и рабам-туземцам, биомассе в глазах Аггире, которых он железной рукой гонит к своему собственному бессмертию. И человечки свое жертвенное предназначение выполняют — гибнут с чувством обреченности, один за одним, от индейских стрел, болезни или руки своего безумного предводителя.

До тех пор пока дон Агирре не остается на плоту в полном одиночестве, окруженный трупами. Хотя нет, это одиночество полным не назовешь — откуда-то на плот сбегается куча мелких обезьянок. С одной стороны можно подумать, что режиссер таким образом осудил главного героя — мол, раз считал своих ближних за низших существ и недочеловеков, так пусть получит достойную компанию. Но, знаете, такое ощущение, что Херцог своим героем просто любуется и относится с искренней симпатией. А как же иначе? Только такие, по современным меркам, шизофреники, маргиналы, психопаты и отморозки, как дон Агирре и делали историю.

Дорога к власти и, следовательно, в историю, то широкая, но путь туда заказан тем, кто хранит в себе моральные принципы и любовь к людям. Просто не факт, что если вы убьете человека внутри себя, вам обязательно повезет.

P. S. А еще во время просмотра где-то на подсознательном уровне, начинаешь проводить параллели с действом происходившем в совсем другое время, в другой стране и другом фильме. «Апокалипсис сегодня» кино называется — та же идея безумия и мрак окружающий героя, река и Великий поход в никуда. Короче, времена меняются, герои меняются, но все равно уходят в Лету, а эта самая река пребывает неизменной.

10 из 10

Союз гениев рецензия на фильм Агирре, гнев божий, Aguirre, der Zorn Gottes

Вернер Херцог один из самых уважаемых и любимых мною режиссеров, а классический период (1970-е и 1980-е гг.), когда в его фильмах снимался Клаус Кински, я считаю лучшим. Очень жаль, что они рассорились. Ведь их плодотворный союз, подарил мировому кинематографу немало шедевров. Среди них, несомненно, фильм — «Агирре, гнев Божий».

Отряд испанских конкистадоров и индейцев под предводительством Гонсало Писарро выходит из Перу в экспедицию с целью найти мифическую страну Эльдорадо. Перейдя Анды уже в самой гуще джунглей, Писарро понимает, что с таким большим отрядом ему не пройти дальше. Он посылает вниз по реке 40 человек во главе с Педро де Урсуа (Руй Гуерра), назначив, ему в помощники Лопе де Агирре (Клаус Кински), чтобы те разведали путь и вернулись обратно…

Благодаря тому, что съемки «Агирре, гнев Божий» проводились в джунглях Амазонки и с документальным уклоном, всё получилось натурально. Томас Маух хорошо запечатлел природу этих краев, передающих нужную атмосферу зрителю. Естественная среда обитания и съемочный процесс, проходивший для всех в тяжелых условиях, позволили актёрам прекрасно вжиться в свои роли. Здесь, мне хотелось бы, остановится на исполнителе главной роли — Клаусе Кински. Несомненно, это одна из самых сложных работ в его жизни. Агирре — конкистадор с баскскими корнями, живший в XVI веке. Даже для современников-испанцев, известных в то время своей алчностью, извращенностью и бесчеловечностью, с которой они грабили и уничтожали древнюю цивилизацию индейцев, он был крайне жесток. Провозгласив себя «гневом Божьим» и «властелином свободы», Агирре не признавал величия испанской короны, церкви, мог запросто убить монаха или женщину. Однако, он менее противен нам (во всяком случае, мне), чем обычные представители могущественной Испании, которые, прикрываясь словом Божьим и миссией, скрывают свои низменные интересы. При всем своём безумии и зверстве, он (Агирре) не скрывает своих истинных побуждений и намерений. Конечно, не следует забывать, что без влияния режиссера картины Вернера Херцога, который сделал из Агирре героя, здесь явно не обошлось. Поэтому, мы относимся к нему с некой симпатией. Сумасбродство Агирре было прекрасно воплощено на экране таким великолепным актёром, как Клаус Кински. Мощная самоотдача, с которой работал этот человек над образом Агирре, достойна восхищения. Клаус Кински никогда не терпел фальши, мало того, что он смог хорошо прочувствовать, показать характер и психологию Агирре, так ему, в добавок ко всему, нужно было изобразить хромату своего героя, настолько правдоподобно, чтобы получить впоследствии искривление позвоночника.

Несмотря на довольно низкий бюджет и отсутствие спецэффектов, Херцог создал шедевр. «Агирре, гнев Божий» максимально приближен к реальности. Таким и должно быть, настоящее кино! Херцог доказал, что спецэффекты и огромные деньги не главное, и то, что хорошие фильмы можно снимать без наличия этих факторов. Они только навредили бы картине, а так авторы полностью сконцентрировались на более важных аспектах кино.

10 из 10

«Я - гнев, гнев божий. Кто пойдёт со мной?» рецензия на фильм Агирре, гнев божий, Aguirre, der Zorn Gottes

«После завоевания испанцами империи инков существовала индейская легенда об Эльдорадо, золотой земле, которая расположена у истоков Амазонки. В 1560 году испанец Гонзалес Писарро собрал экспедицию на поиски этой земли. Единственным сохранившимся документом этой экспедиции был дневник монаха Гаспара де Карвахала».

Перед нами возникает склон горы, покрытый прохладным утренним туманом. При приближении становится видна цепочка спускающихся людей. Голос монаха, чей дневник остался документом, рассказывает, что их экспедиция пересекла Анды и впервые попала в джунгли. Вслед за этими словами на первое место выходит бесподобная музыка Popol Vuh, и начинается вдумчивое трёхминутное разглядывание колонны. Индейцы подгоняют животных, испанцы подгоняют индейцев. Сзади клубится туман, растворяющий горы. На фоне по-прежнему звучит великолепная музыка.

Процессия подходит к концу. Внимательный зритель уже успел разглядеть в усталой походке персонажей их характеры и царящую в обществе атмосферу. И тут появляется он. Дон Лопе де Агирре помогает своей юной дочери переступать по острым камням. Клаус Кински вроде бы ещё даже не начал играть, но его сила уже пробила экран и намертво приковала моё внимание.

Но довольно пересказывать фильм — остановлюсь лучше на Клаусе.

«Грань между шизофренией и гениальностью очень тонка. Кто-то находятся на одной стороне, кто-то на другой, а кто-то варьирует между ними».

Андрей Тарковский.


Ага, вы правильно догадались — Клаус Кински именно варьирует. Невероятная одарённость плюс десять часов тренировок в день (вот сюда же — «гений — 1% таланта и 99% труда»). Его неукротимая энергия идеально создала образ одержимого Агирре. Да что говорить — посмотрите, насладитесь по-настоящему гениальной актёрской игрой.

Гении на Земле — редкость. А чтобы они объединили свою деятельность — такое случается ещё реже. Но вот случилось: Клаус Кински и Вернер Херцог. Херцогу был нужен актёр, достойный воплотить его грандиозные замыслы; Кински же не проконтролировал бы свою гениальность, не будь над ним сильной режиссёрской руки. Неизвестно, как сложились бы их пути по отдельности.

Итак, расписывать гениальность Клауса Кински бесполезно — надо видеть. А вот Вернеру Херцогу я могу спеть немало дифирамбов, но остановлюсь на главном. Это, я считаю, какая-то необъяснимая отстранённость режиссёра от происходящего, которая даёт зрителю погрузиться в шестнадцатый век самому. То есть, ты видишь эти великолепные кадры (оператор Томас Маух замечателен), и чтобы сложить их в историю, надо кое-что додумать. Откуда ни возьмись, из этой додумки появляются новые мысли, из них — новые, нарастая в геометрической прогрессии, подобно потокам Амазонки. Но действие фильма при этом продолжается, и ты вдруг начинаешь осознавать каждый жест, каждое движение, буквально погружаясь в фильм. Пока я, онемев, смотрел на обыкновенные предметы и обыкновенных людей, этот поток восприятия ещё возможно было удержать хоть в каких-то рамках, но в те моменты, когда на экране появлялся Клаус Кински («самый интересный пейзаж для меня — человеческое лицо» — его слова), я просто превращался в живое внимание. Мысли в голове летят с бешеной скоростью, картинка на экране неотделима от глазных яблок, а поверх этого звучит всё та же неподражаемая музыка Popol Vuh. Это невероятное сюрреалистическое ощущение, непередаваемый поток эмоций, наверное, самый сильный, который я испытывал когда-либо. В общем, Вернер Херцог — гений.

Немного стоит написать и о дочери Агирре, которую играет Сесилия Ривера: несмотря на то, что реплик у неё почти нет, это очень сильный персонаж. Ближе к финалу в фильме есть сцена, где она по причине, которую я не назову, ибо спойлер, падает отцу на руки. А отец приглаживает ей волосы, наполовину закрывшие умиротворённое лицо, и поднимает взгляд вдаль. (Этот кадр есть на одном из постеров). Настолько высокого трагизма я не видел, пожалуй, нигде, а в данном моменте это заслуга не только гениального Кински.

Помимо этого, отношения отца и дочери обозначает пара моментов по всему фильму и сцена в начале, когда Агирре приносит ей диковинного зверька. Этих тонких штрихов вполне достаточно, чтобы понять — сумасшедший конкистадор испытывает к дочери трогательную отцовскую любовь, едва ли не самое иррациональное чувство из всех иррациональных чувств, которые, собственно, и составляют сущность Агирре. Но слова, произнесённые им в финале (снова не привожу, чтобы не запустить спойлер), позволяют и по-другому интерпретировать эту заботу — как часть безумного плана. Моё мнение — чем больше вариаций прочтения в таких моментах, тем интереснее смотреть, однозначности быть не может, как нет её и в самом Агирре.

После всего предыдущего великолепия, наконец, наступает поражающая воображение кульминация. Её можно сравнить разве что с состоянием, когда очень надо куда-то бежать, торопиться, ведь осталось совершить последний, решающий рывок до цели. Но что-то в голове вдруг щёлкает, и внутренний Форрест Гамп говорит: «Хватит бежать, остановись». И рушатся все логические цепочки, за которые цеплялся разум, ты остаёшься сидеть без движения, вроде бы опустошённый, но и понявший что-то. Что-то необъяснимое.

Вот я подошел и к финалу… Расскажу немного о съёмках.

Когда фильм был почти отснят, Клаус Кински вдруг заявляет Херцогу, что не хочет больше играть и уплывает. Тогда режиссёр говорит: «У меня есть ружьё, правда, оно не здесь, но я настигну тебя не позднее, чем на следующем повороте реки, и восемь пуль будет сидеть у тебя в голове, а девятая будет моей». Тут даже сумасшедший актёр засомневался в правильности своих действий и всё-таки доиграл (в прессе потом писали, что под прицелом того же ружья, но это неправда: принудительно так не выйдет, поверьте). И последняя сцена вышла просто невероятной… начну новый абзац, об этом надо подробнее.

Как я писал выше, кульминация поражает воображение, но по сравнению с финалом это только цветочки! Когда камера под Popol Vuh — Aguirre I облетает плот, в голове точно проносятся целые вселенные, всплывает из ДНК память предыдущих поколений… Зря я стараюсь, никакими словами это не передать — надо видеть! Видеть эту сутулую скособоченную фигуру на плоту, которая представляет собой словно некую концентрацию всех человеческих сомнений, стремлений, желаний, всей истории его взаимодействия с окружающим миром — иррациональной человеческой сущности, в общем. Гениально.

Ещё очень хотелось бы подольше остановиться на персонажах. Однако их много, да и настолько они великолепно прописаны, что зрителю не составит труда вникнуть в них самому. Так что подытожу свои восторги.

«Агирре, гнев божий» — это неподражаемый дуэт двух гениев, шедевр, великая экзистенциальная притча и просто мой самый любимый фильм.

P.S. Для полной картины взаимоотношений Вернера Херцога и Клауса Кински рекомендую фильм «Мой лучший враг — Клаус Кински» / «Mein liebster feind — Klaus Kinski».

P.P.S. Всех с наступающим!

«Солдат Гонзалес выпил мои чернила, подумав, что это лекарство. Я больше не могу писать».

10 из 10

Идеально классический фильм рецензия на фильм Агирре, гнев божий, Aguirre, der Zorn Gottes

Эта прекрасная картина исторического плана открыла мне творчество бесспорно великого немецкого режиссёра — Вернера Херцога. Притча об исторической онтологической (метафизической, если угодно) трансформации безумия.

Этого режиссёра, как я понимаю из его фильмографии, вообще принципиально интересует экзистенциальный аспект первобытных сил («Носферату — призрак ночи», «Крик камня», «Фицкарральдо»…). Персонажи в данном фильме — в искусственной изоляции, на экзистенциальном холоде, среди абсолютного зла и одиночества; внутренние психологические установки обнажены и выставлены на первый план. Я считаю, здесь все глубоко порочны.

Херцог разворачивает перед нами целую спекулятивную мировоззренческую доктрину Агирре, о которой можно много и долго говорить. Это в своём роде философия антихриста, «великого инквизитора» и т. д. В связи с этими ассоциациями хотела бы обратить внимание на необычный типаж актёров — Херцог показывает нам испанцев с ярко выраженной арийской внешностью (предположительно отсылка к нацизму). «Агирре» — «консервативный революционер» в чистом виде, как это формулируется критикой. Его решающее достоинство — неуёмная страстность, чему остальным нечего противопоставить, ибо добродетели отсутствуют.

Заключительная анти-эстетическая сцена гениальна. Думаю, не стоит изощряться в разнообразных трактовках, лучше просто пропустите это через сознание.

Заканчивая, хотела бы особо отметить операторскую работу Томаса Мауха: утончённая визуализация, поразительная свето-цветовая игра, акценты на водное пространство — нестандартное эстетическое решение и совершенно новый и уникальный киноязык для европейского кино в целом. Но, надо заметить, подаётся всё это в абсолютно европейском стиле.

10 из 10

рецензия на фильм Агирре, гнев божий, Aguirre, der Zorn Gottes

В 1560 году испанские конкистадоры несли просвещение и слово Божие в дикие перуанские джунгли, распространяя влияние могучего короля Карла V в самые дальние уголки планеты. За этой важной и благородной миссией они не заметили, как разграбили и разрушили империю Инков, уничтожили многовековую культуру, а местное население сделали рабами.
Опьяненные могуществом, испанцы отправляются на поиски золотой страны Эльдорадо, затерянной среди бесчисленных болот притоков Амазонки.

Фильм одного из самых неоднозначных немецких кинематографистов Вернера Херцога балансирует на тонкой грани между документальным и игровым кино. Режиссер предпочитает взгляд стороннего наблюдателя, так свойственный документалистам, не вмешиваясь в происходящее на экране, подчеркивая, что степень авторского участия в рассказываемой истории минимальна и ограничена ракурсом зрения кинообъектива. «Агирре» — монотонное повествование, лишенное каких-либо ярких эмоциональных всплесков, которое, что удивительно, с невероятной силой увлекает зрителя. Это гипнотическая хроника взаимоотношений человека и природы, в которой нет и намека на фальшь.

Херцог, которого всегда интересовали эти отношения, мог легко обойтись без сюжета и профессиональных актеров, фильм не потерял бы ровным счетом ничего. Чарующие пейзажи джунглей и их обитатели, абсолютно самодостаточны. Иногда кажется, что все происходящее в кадре, импровизация, искусно заснятое на камеру путешествие по terra incognita, во главе с белокурым Клаусом Кински.

Выбор актера на главную роль дался Херцогу, по-видимому, нелегко, учитывая сложный характер Клауса и специфические требования режиссера к условиям съемок. Однако, как показало время, этот шаг полностью оправдал себя.

Внешне Кински меньше всего похож на испанца, но его герой, полубезумный Лопе де Агирре, в погоне за наживой не щадящий ни своих, ни чужих, добавляет картине недостающей экспрессии. О да, он называет себя гневом Божьим и великий предателем, он — олицетворение пороков, бросающий вызов самому мирозданию. И с этого пути он не сойдет до самой смерти.

Херцог наделяет Агирре невероятной отрицательной харизмой, потом помещает в незнакомую, враждебную среду и смотрит, что из этого выйдет. Сплав по реке, бунт, предательство, отречение от короля и назначение собственного лже-монарха, все неотвратимо подводит к трагическому финалу, когда человек показывает свое истинное нелицеприятное нутро. И когда настоящий гнев Божий (в лице стрел аборигенов) коснется каждого, даже таких одержимых и самоуверенных как главный герой, приходится признать, что иной участи для этой экспедиции быть не могло. С небесами шутки плохи.

Эльдорадо так и останется загадкой, как и удивительный этнический кинематограф Херцога. Но нам, в отличие от конкистадоров, повезло больше. Мы точно знаем, где искать.

Воспоминание рецензия на фильм Агирре, гнев божий, Aguirre, der Zorn Gottes

Не зря в раздел «Если вам понравился этот фильм, не пропустите» к «Агирре» поставлен «Апокалипсис сегодня» — казалось бы, — что между ними общего? — но от этих фильмов остается своеобразное «послевкусие» — чтобы в полной мере ощутить его, такие фильмы нужно смотреть на одном дыхании, чтобы не порвать «нить» последовательности резких сюжетных поворотов и монотонных, изнуряющих сцен.

Мало кому нравятся затянутые сцены, да и вообще затянутые фильмы, но эти свойства отнюдь не отрицательны — главное их преимущество в том, что такие сцены медленно строят в голове воспоминание сопряженное с нашей эмоцией, которая появилась у нас в голове во время просмотра данной сцены, и когда мы наконец встаём после просмотра, у нас отпадают все лишние детали и зрительный образ и остаётся лишь это «воспоминание».

Постановка таких сцен — признак отнюдь не занудности, а настоящего гения режиссёра.«Агирре» и «Апокалипсис» наполнены такими сценами, благодаря которым фильм так глубоко врезается в нашу память, вплоть до каждого эпизода.

Но такое ощущение рассчитано на узкий круг любителей, но если вы узнаёте описанное мной ощущение, тогда желаю приятного просмотра!

Безумие в Новом Свете рецензия на фильм Агирре, гнев божий, Aguirre, der Zorn Gottes

Пожалуй, самая известная кинокартина немецкого режиссера Вернера Херцога. Основанная на реальных событиях, она показывает один из эпизодов в истории завоевания Америки испанцами. Брат покорителя Перу Франциска Писарро Гонсало отправляется в джунгли Амазонии на поиски сказочно богатой страны Эльдорадо. Страны, где по преданию золота столько, что местные рыбаки делают из него грузила, а последний бедняк пьет воду из золотых кувшинов. Но непроходимые дебри, ливни и повальные болезни заставляют конкистадоров разделить свой отряд на две части, меньшую из которых Гонсало Писарро отправляет разведать местность в низовьях реки. Во главе группы назначаются верный дворянин Педро де Урсуа, а его помощником становится харизматичный Лопе де Агирре. Вскоре в отряде происходит переворот, и испанцы, отрекшись от короля и короны, углубляются в джунгли, движимые желанием разбогатеть и завоевать новые земли.

В фильме, не смотря на историческую составляющую сюжета, происходит сравнительно мало каких-либо батальных сцен. Да и музыкальное оформление говорит само за себя: спокойная меланхоличная мелодия не слишком подходит для выражения эпического настроения картины. Повествование строится здесь не вокруг битв и активных действий героев. В первую очередь режиссер стремится показать людей, оказавшихся в чуждой им среде, на окраине света, вдали от плодов цивилизации. Главное в фильме — психология людей: как человек, заброшенный в новый, доселе не виденный им мир, в одиночестве, голоде и постоянном страхе за собственную жизнь, начинает постепенно сходить с ума. Внешнее описание событий становится отражением внутреннего состояния людей: испанцы, полагаясь на честолюбивые и неразумные действия своих предшественников, с самого начала избирают неверный путь, который уводит их все дальше и дальше от реальности. Но там, где другим конкистадорам удается покорить Мексику и Перу, маленькому отряду Агирре достается в удел лишь тишина и бесконечные извивы полноводной реки.

Сумасшествие с наибольшей силой проявляется у самого Лопе де Агирре, слепо верящего в свою правоту и всемогущество: «Если я, Агирре, захочу, чтобы птицы упали с деревьев, то они упадут. Я — гнев Божий. Земля, по которой я иду, будет дрожать подо мной». Хромой, жестокий и коварный, он настойчиво следует своим амбициям, влекущим его даже не столько к золоту и славе, сколько к беспредельному в себе. Не важно, честность это или ложь, добродетель или порок, служит оно лишь средством или является целью. Важно другое — оно приносит упоительное забвение вперемежку с исступлением, а уже вслед за ним медленной поступью надвигается и безумие. И в этом он пойдет до конца — человек, чей характер был прекрасно раскрыт и воплощен игрой Клауса Кински, личная жизнь которого максимально сливалась с жизнью своих героев, становясь практически неразличимой с ними. Как может быть не различима только буря и последствия ее разрушительных действий. Выразительно сыграв роль полубезумного предводителя конкистадоров, Клаус Кински создал тем самым на экране еще одного из своих противоречивых героев, чьи действия могут восхищать, вызывать неприятие, но не оставят равнодушным зрителя.

рецензия на фильм Агирре, гнев божий, Aguirre, der Zorn Gottes

Данная картина немецкого режиссера Вернера Херцога повествует трагическую историю продвижения вглубь континента группы конкистадоров под предводительством Агирре в 1560 году с целью найти «Эльдорадо», мифическую страну золота.

Херцог в этом произведении постепенно раскрывает различные формы человеческого поведения, вне социума, движимое только слепой мечтой. Конкистадоры плывут на реке, и с каждым пройденным поворотом безумие в головах героев нарастает, преобретая все новые, мыслимые и не, несколько сюрреалистические формы, ведя к трагическому финалу, пределу того, куда человека может завести жажда власти. Это нарастание происходит вкупе с великолепными девственными видами природы Южной Америки, порой завораживающими воображение зрителей.

«Агирре, гнев божий» сравним со знаменитой лентой Френсиса Форд Копполы «Апокалипсис сегодня». В обоих фильмах показано безумие людей. Оба действа происходят на реке, что позволяет плавно показывать задуманное, изображать его различные формы. Оба ведут к локальному апокалипсису, который вполне может перерасти в более масштабный.

Покорение конкистадорами Южной Америки — борьба. С собой, с племенами, вышними силами, судьбой. Трагическая и захватывающая, аналогов которой не много в кинематографе.

10 из 10

рецензия на фильм Агирре, гнев божий, Aguirre, der Zorn Gottes

Фильм-эмбиент, фильм-транс, фильм-экспозиция с эффектом близким к фильмам Тарковского 70-х годов. «Летящая» масса воды, шум ветра, свист птиц, пейзаж, джунгли, экспедиция на плоту, сплавляющаяся по Амазонке. Половина саундтрека: отлично работающий sounds of nature. Вторая половина: Рон Фрике и Popol Vuh — мелотроны, психоделика, ранний эмбиент (70-х годов), аналоговый саунд. Аналоговый звук Фрике работает так ярко, что кажется что эту работу делал скорее лидер направления, Клаус Шульце. «Статичное» повествование — настолько медленное, что кажется лишённым движения: «стояние» фильма заставляет созерцать и вживаться.

При полном отсутсвии мистики, фильм постоянно держит при мистическом напряжении. Возможно, это достигается только антуражем: подобранными пейзажем и фактурой актёров; статикой повествования; напряжением которое вызывает путешествие в неизведанный край за мистической целью; плохо различимыми силуэтами индейцев в чаще джунглей; музыкой Popol Vuh; неожиданно сильным реалистическим эффектом, смешанным с абсурдом.

У абсурда два агента: иррациональное присутствие в контексте экспедиции двух женщин, ощущающихся как два ярких, бьющих цветом пятна (в духе фовизма). И иррациональное окрашенный конец: повествование выходит в полный абсурд и создаёт отличный смысловой накал, метафору. Свихнувшийся на страсти воин, один на плоту, продолжает своё путешествие в никуда, всё еще строя наполеоновские планы. Концовка открыта — и получается, что Агирре уходит в бесконечность, в вечное путешествие за объектом своей страсти. Кажется, что Агирре становится бессмертным и вечным, хотя очевидно, что он всего-лишь начинает своё вечное путешествие в ад.

Отдельную роль тут играет музыка Popol Vuh — это эмбиентальный space-rock, аморфный, текучий. Космический уклон, с присущим ему ощущением бесконечного пространства очень удачно поддерживает то мистическое иступление в котором Агирре уплывает в свой субъективный извращённый «рай», в своё «Элльдорадо».

Документальный фильм рецензия на фильм Агирре, гнев божий, Aguirre, der Zorn Gottes

Зрелищность, динамичность, спецэфекты — всё это становится тормозящими понятиями для развития мысли в современном кино. Вот и приходиться искать эту мысль у грандов кинематографа 20 столетия. Однако, впервые в жизни, я заскучала без того от чего бежала- без «голивудщины».

Фильм заявленный как художественный, драма, исторический, приключения, оказался совсем не таким — затянутость и монотонность полностью убила приключенческий жанр, историческая подоплека подведена слишком поверхностно, и не обладая энцеклопедическими знаниями об испанских завоеваниях Америки — вообще с трудом можно понять иерархическую структуру героев экспедиции, драматические моменты, филосфия и психологизм героев на мой взгляд, очень далеки от Войцека и Каспера Хаузера. Минимализация диалогов оставляет внутренний мир героев на усмотрение зрителя. Эмоциональные испанцы оказываются бессловестными овцами, с обреченной покорностью принимающие несправедливые решения сумасброда и даже собственную смерть (и это при условии что конкистадоры — самые отчаянные и авантюрные люди своего времени). И даже самоотверженная дона Инес, теряя возлюбленного, удостаивает палача лишь пронзительным взглядом.

Оранжевая краска вместо крови, комична так же как и белоснежные воротнички женщин, перенесших многодневный путь через джунгли. Бунт апатичен, голод ненатурален. Многочисленные смерти не вызывают сочувствия. Клаус Кински реалистично сумасшедш (впрочем, как и всегда), но что с того?

Фильм получился скорее документальным «дедушкой» картины BBC: Дикий мир Амазонки.

Оценка 8 из 10 Херцогу-документалисту, великолепной работе оператора, этнической музыке странного инструмента (не рискну назвать его флейтой) и конечно матушке-природе, которая без человеческого вмешательства, как всегда — великолепна.

8/10

"… кто возьмет больше еды или воды будет разрублен на 98 кусочков, из которых мы выстроим стену, и распишем ее кровью…» рецензия на фильм Агирре, гнев божий, Aguirre, der Zorn Gottes

Просматривая этот фильм, я не переставал думать о том, что в мире редко, но все-таки рождаются люди под знаком зла, к таким людям как раз и относится Агирре, называющий себя «Гневом Божьим».

Воплощение жестокости и беспощадности, этакий humiliation во плоти, человек, для которого амбиция и жажда золота превосходит все на свете…

Клаус Кински, сыгравший жестокого конкистадора, оставил тяжелейший осадок на душе.

Шикарная работа оператора превратила красивейшую природу Амазонии в преисподнюю для испанцев, за что Томасу Мауху огромное спасибо, да и дуэту Томас-Вернер низкий поклон…

P.S… . апокалипсис 1561 года…

7 из 10

рецензия на фильм Агирре, гнев божий, Aguirre, der Zorn Gottes

Где-то, в душных зарослях берегов Амазонки спрятана страна сказочных богатств Эльдорадо. Там золото в горах, в земле, в воде. Везде. Надо прийти и забрать его у глупых, диких инков. Оно наше по праву. Вперед, во имя Девы Марии!

Вернер Херцог в далёком 1972 году снял очень неоднозначный фильм из жизни конкистадоров-завоевателей XVI века. Видно, что его захватила эпоха безумцев, когда любой вчерашний башмачник и пейзанин менял географическую карту, а народы перемешивались в котле авантюр.

Печально известный Писарро застрял в болотах будущего Перу. Чтобы определиться с дальнейшим планом, он отправляет в разведку четыре десятка бойцов. Среди них был опытный захватчик дон Лопе Де Агирре.

Фильм отличается от большинства исторических лент многими психологическими и философскими этюдами. Особый упор был сделан на финальный монолог абсолютного безумца в окружении приматов. Этими эпизодами заретушировался простенький сюжет и множественные нестыковки повествования.

Многие зрители отметили документальность картинки. Это обманка. Да, преобладала живая съёмка, без эффектов. Сама природа умело было взята в союзники декораторами. Но, по большому счёту, чуть не каждую секунду глаза резали вопиющие ляпы. Причем, это не придирки, вроде несоответствия шевронов у Штирлица или количества разломов «Титаника». Все гораздо проще.

Сплошь и рядом конкистадоры закованы в латы. 24 часа в сутки. При любых обстоятельствах. Поносите, не снимая жестянку на груди и кастрюлю на голове в амазонской бане. Если Вас сердечный удар за неделю не хватит, то смело записывайтесь в космонавты. Верх абсурда было сплавление по бурным, мутным водам в полной амуниции. Достаточно неустойчивому плоту чуть накрениться, и всё. Плавать в доспехах человек не умеет. Возможно, кто-то возразит: «А на картинках конкистадоры в броне как один!» Господа, Брежнева тоже с килограммами орденов постоянно изображали, но спал он в пижаме.

А отглаженные платья до полу у барышень? Без капельки амазонской глины или ила. Я думаю, что месяц походов по джунглям и пампасам любые локоны превратит в заурядный колтун. Но у наших девиц не иначе трейлеры со стилистами в кустах запрятаны.

Есть вопросы и по оружию. Пушка при падении с обрыва взорвалась, как грузовик тротила. С чего вдруг? Даже если в ней и осталась горстка отсыревшего пороха, то этого явно недостаточно. Да и снарядов-ядер я как-то не заметил. А ведь экспедиция должна, как минимум, десяток-другой боеприпасов к оружию нести. А это незаметно сделать тяжеловато в буквальном смысле. При желании, таких моментов можно увидеть немало. Так что эпитет «документально выглядящий» употреблять наивно.

С игровой точки зрения тоже есть вопросы. По большому счету, играл только голубоглазый блондин. Клаус Кински. Будем считать его испанцем, но с большой оговоркой. А остальные изображали театральных персонажей, как глава экспедиции дон де Урсо (Руй Гуерра) или меланхоличный пастырь (сравните, к примеру, с проповедником из верхувенской «Плоти и Крови»). А то и вообще уподоблялись дереву, как все две с половиной актрисы фильма. Кстати, абсолютно не понял, какого Шрэка они там делали? Хоть бы пострадали или повлюблялись чуток.

Конечно, можно сказать, что Херцог был незауряден в показе неприглядности цивилизаторов или христианских догм («эта книга молчит», «церковь всегда с сильнейшим»). Но это только для тех зрителей, которые верят в романтику миссионерства. И только понемногу открывают, что все мерзости в Истории делались с именем Господним.

Удивительны были испанские вояки. Прожженные, закаленные в стычках, они безропотно шли на заклание за Агирре, Гневом божьим. Мягко говоря, не совсем верится, что даже мятежники не видели бутафории самопровозглашенной империи. Гораздо более практично было присоединиться к армии Писарро. Один выстрел или выпад шпаги.

Но тогда бы кино было бы совсем другим. Со схватками с индейцами, корветами с награбленным добром, дуэлями и пьянками. Такие фильмы снимают, имея соответствующий бюджет. И не каждый остаётся в памяти на десятилетия, как осталась картина Вернера Херцога.

Эльдорадо конкистадоры не нашли. Но и с пустыми руками не вернулись. Волна за волной накатывалось европейское иго на самобытные индейские земли. Зарождалась цивилизованная Южная Америка.

Моя любимая классика забытого вами великого кинематографа. 283 часть. рецензия на фильм Агирре, гнев божий, Aguirre, der Zorn Gottes

Ад в кинематографе существует…

Агирре, гнев божий (я люблю этот фильм)


Мне кажется, что это самый лучший фильм Вернера Херцога. Проблема тут только заключается в том, что это его самый ненормальный фильм (хотя у него еще есть «Фицкерральдо»). Херцог в своем репертуаре взял группу актеров и полез вместе с ними в самую глушь джунглей. Многие режиссеры снимали бы такой фильм в павильоне или где-нибудь рядом с землей, а Херцог часто лазил по джунглям, поэтому его картины даже сейчас выглядят очень реалистично.

В основу своего фильма Херцог взял одну легенду о таинственном городе Эльдорадо, в котором очень много золота. На поиски этого города была отправлена экспедиция под предводительством Гонсало Писаро, но экспедицию ждал полный провал, и с каждым днем члены этой экспедиции умирали либо от голода, либо от стрел индейцев…

Съемки фильма были такими тяжелыми, что главный актер Клаус Кински решил покинуть этот проект и просто уйти. Нужно сказать, что Кински был очень своеобразным актером и мало кто с его нравом мог справиться, но Херцог, конечно же, с ним справился, потому что он просто достал пистолет и направил его на Кински. Я думаю теперь не нужно объяснять, почему Херцог является самым безумным режиссером в мире.

Кински знал, что Херцог в него выстрелит, поэтому съемки фильма продолжились. Херцог снял очень тяжелую картину, которая пошлет вас в нокаут примерно после тридцатой минуты. Этот фильм гипнотизирует и заставляет вас заснуть. Я смотрел этот фильм сидя на стуле уткнувшись носом в монитор, и глаза мои были немного открыты. От таких картин очень трудно получить настоящее удовольствие, но их все равно нужно знать.

Есть такие хит-парады фильмов, которые нужно обязательно посмотреть несмотря ни на что. Данный фильм может легко войти в такой список. Чтобы узнать режиссера Херцога нужно посмотреть именно данный фильм. А уж фанатам Клауса Кински его надо забирать в коллекцию. Актер в этом фильме сыграл, возможно, свою лучшую роль во всей карьере. Безумный шедевр от безумного мастера.

Спасибо.

P.S.

Лучшая сцена в фильмелодка на дереве. Думаете, что ничего удивительного в этом нет. 25 человек целую неделю закидывали ее на дерево. Херцог опять идет в крайность…

10 из 10

 
Еще

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости партнеров

Погода, Новости, загрузка...


Рецензии на фильмы

AБВГДЕЖЗИКЛМНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Актеры

Д
 

Новые комментарии


Случайный кадр из фильма

shtorm-foto-i-kadry-iz-filma

Угадай актера

brad-spencer-photos