В США прошел очередной Sundance — один из главных мировых смотров независимого кино, созданный по инициативе Роберта Редфорда. Каждый год на мероприятии представляют множество художественных и документальных картин, а временами еще и открывают новые имена. Так, например, первые успехи Квентина Тарантино состоялись именно на данном форуме. Список победителей фестиваля вы можете увидеть здесь, а пока посмотрим, что пишут о картинах программы ведущие американские критики. Украшенная примечательным актерским составом (Кирстен Данст, Айла Фишер, Джеймс Марсден), лента «Холостячка» Лесли Хэдланд (в основе лежит ее же пьеса) вызвала скорее неоднозначные отклики, хотя по большей части похвальные. Так, Дэвид Д’Арси из Screen International признает за картиной остроту высказывания, но, на его взгляд, ничего особого она не привносит. Эндрю О’Хейр из Salon.com характеризует кино как динамичную комедию нравов. Дэвид Руни из The Hollywood Reporter считает, что лента не использует свой потенциал на полную мощь, хоть и располагает хорошим актерским составом и едкими диалогами. Также в конкурсе участвовала и работа дебютанта Дестина Креттона «Я не хипстер». Нэйтан Рэбин из AV Club считает, что, несмотря на удачные моменты, все же картине не хватает цельности. Деннис Харви из Variety пишет, что лента получилась хорошо сделанной, но глубины взгляда режиссеру не хватает. Постановщик популярного фильма «Супружество» Айра Сакс лишь спустя четыре года представил свою новую работу — гомосексуальную драму «Пока горят огни», на новом Sundance не получившую наград. Зато прием ленты у критиков был достаточно положительным. Рэй Грин из Boxoffice Magazine выражает надежду, что карьера режиссера будет развиваться хорошо, а Эндрю О’Хейр считает: Сакс вполне убедительно реализовал заложенный в истории потенциал. Как ни странно, в секторе документального кино в текущем году ажиотаж был не меньший. Была представлена лента о китайском художнике Ай Вэйвэе, чья борьба с национальными властями стала достоянием мировых СМИ. О нем сняли фильм «Ай Вэйвэй: Никогда не извиняйся», удостоившийся на смотре специального приза. Но, например, критик Variety Питер Дебрюг отнесся к картине снисходительно: «Появление такого фильма — это хорошее начало, но столь важная фигура достойна более скрупулезного портрета», — констатирует он. Очень позитивный отклик получила лента «Комната 237» Родни Ашера. Это проект, посвященный фильму Стэнли Кубрика «Сияние», который режиссер-документалист разбирает по косточкам. Ленту интерпретирует несколько человек (журналист, профессор, конспиролог и другие), ищущих в ленте всевозможные скрытые подтексты, в том числе и по поводу мифа, что именно Кубрик снял знаменитые и будто бы сфальсифицированные кадры высадки американцев на Луну. Кинокритик Роб Нельсон называет «Комнату» одним из самых замечательных фильмов о кино. А вот что пишет Тодд Маккарти из The Hollywood Reporter: «Дурацкие, но иногда веселые эзотерические деконструкции „Сияния“ на подсознательные сообщения и скрытые смыслы». Без призов остался продюсерский проект Питера Джексона, однако критики его оценили высоко. «Запад Мемфиса» исследует скандальное дело трех ребят-металлистов, несправедливо обвиненных в убийстве трех мальчиков. В итоге подозреваемые провели почти двадцать лет в тюрьме и были отпущены на свободу в 2011-м. Причем о фальсификации многих доказательств и откровенной халатности следователей знали чуть ли не все, кто принимал участие в расследовании дела (одна из свидетельниц призналась в даче показаний под давлением полиции). 150-минутное исследование произошедшего сняла номинантка на «Оскар» Эми Берг. Обозреватель издания HitFix Дрю Макуини считает, что «Запад Мемфиса» — «точный и мощный взгляд на ошибку правосудия». Критик Джон ДеФор заявляет, что кино достойно проката. В 2012 году на «Сандэнсе» главный приз «Лучшая драматическая картина» взяла лента «Звери дикого юга» Бена Зайтлина. Американские обозреватели от фильма в восторге, а для режиссера это вообще первый полнометражный проект. «Исключительная американская независимая вещь, заслуживающая лучших усилий для доступа к мировой аудитории, которая, безусловно, примет ее», — пишет о «Зверях» Тодд Маккарти из The Hollywood Reporter. Ноэл Мюррей из AV Club сравнивает картину с работами Хаяо Миядзаки и Терренса Малика: «Без сомнения, это что-то необыкновенное: будто игровой фильм Миядзаки с закадровым голосом в духе „Дней жатвы“, но где действие происходит в крайне бедном сообществе в неопределенное кризисное время». А Энтони Кауфман из Screen International уверяет, что визуальный ряд фильма просто незабываем. Режиссерскую награду взяла работа «Тьмутаракань» Авы ДюВерней. Джону ДеФору из The Hollywood Reporter картина понравилась: «Обманчиво легкое кино, выдерживающее правильный баланс между реалистической семейной драмой и искренностью». На его коллегу из Variety Роба Нельсона картина не произвела особого впечатления: «Актерская игра отличная, но кино холодное и вязкое, как патока». Дерек Коннолли получил приз за лучший сценарий за свою работу над лентой «Безопасность не гарантируется». Картина полюбилась Джастину Ченгу из Variety: «Скромный фильм с большим сердцем. „Безопасность“ — замешанная на научной фантастике нестандартная комедия о том, что любовь — это рискованное приключение». Сразу две награды на «Сандэнсе» (за актерский ансамбль и приз зрительских симпатий) получила лента «Суррогат» о поэте-инвалиде, который подключен к аппарату искусственной вентиляции легких и решает испытать одно из самых волнующих человеческих чувств — лишиться девственности. «Эмоциональное путешествие, озвучивающее огромное число нюансов и демонстрирующее сильную веру в человеческие возможности», — резюмирует свое мнение о фильме Рэй Грин из Boxoffice Magazine. Он же предрекает оскаровские номинации исполнителям центральных ролей Джону Хоуксу и Хелен Хант. Главный же приз в документалистике взяла картина «Дом, в котором я живу» Юджина Джареки, посвященная теме наркотрафика и пагубному влиянию наркомании на жизнь простых обывателей, в том числе знакомых автора ленты. «Большая часть информации в фильме известна любому, кто хоть как-то пересекается с предметом, но всеобъемлемость и страсть режиссера продают эту историю зрителю», — рассказывает о фильме Ноэл Мюррей из AV Club. Приз за операторскую работу в документальном фильме получила американо-российская лента «Поцелуй Путина» о Маше Дроковой — видной активистке молодежного движения «Наши». Картину сняла датчанка Лизе Бирк Перерсен. Но кое-кто из зарубежных отнесся к проекту критически. Так, Дэвид Бургер из The Salt Lake Tribune говорит, что героиня ленты неприятна, мотивы ее обозревателю непонятны, а публика явно просто не сможет проявить к ней сочувствие. Фестиваль Sundance проходил с 19 по 29 января. Вручение главного приза | Холостячка | Пока горят огни |
|