Рецензии на фильм Без надежды Szegenylegenyek |
Рецензии на фильмы
|
Истсайдская история рецензия на фильм Без надежды, SzegenylegenyekВенгрия — долгие годы находившаяся под игом Австрийской империи, а потом ещё запятнавшая свою историю коалицией с гитлеровской Германией, всю вторую половину двадцатого века будет реформировать национальную идею (пусть и под лёгким прессом нашей великой Родины).
Этот фильм есть попытка переосмыслить историю своей страны, через призму итогов революционного бунта под предводительством Лайоша Кошута 1848—1849 годов. Внимание режиссёра сосредоточено на узниках острога, часть которых подозревается в членстве отряда Шандора Рожи, одного из последних сподвижников Кошута. Пытаясь выявить всех революционеров, тюремщики идут на изощрённейшие методы стравки заключённых между собой. Манипулируя, склоняя к доносам и подавляя морально особенно нестойких, австрийские надзиратели всё уже смыкают круг подозреваемых. А когда потерпят неудачу и эти их попытки, жандармы устроят изобретательнейшую провокацию, что приведёт к неожиданному, но в тоже время ожидаемому финалу картины.
Выявляя в человеке его худшие стороны, автор находит причины поражения национального восстания именно в нравственной деформации и слабости духа. Многие посчитали это кино, отсылкой к недавним событиям антикоммунистического восстания, с вводом советских танков, 1956 года. Сам режиссёр позже признался в истинности этих сравнений.
Художественный стиль Миклоша Янчо, это тема отдельного развёрнутого разговора. Фирменными чертами венгерского мастера являются сложные движения удалённой камеры (киноаппарат как бы кружит вокруг актёров и декораций), длинные панорамные планы — снятые в динамике, минимизация диалогов, визуальный аскетизм, отсутствие главных героев (как правило персонажей десятки), и соответственно абсентеизм крупных планов. В свой «золотой период» (60—70-е годы) режиссёр выбирал натурой съёмок — пушту (венгерскую степь), добавляя местного колорита в и так не слабо акцентированные на национальной образной системе фильмы.
И очень жаль, что с распадом соцлагеря, потеряли свои высокие позиции в мировом кинопроцессе такие самобытные кинематографии, как венгерская, болгарская, чешская, польская…
8 из 10
рецензия на фильм Без надежды, SzegenylegenyekЗамечательный, несовременно неторопливый, созерцательный фильм Миколаша Янчо! Посмотрела его уже после фильма-продолжения авторской трилогии «Звёзды и солдаты». И нашла много схожего: в исследовании человеческой сущности, в аскетизме картинки и долгих планах, в как бы безсюжетности истории (трудно пересказать — о чём кино), в отсутствии музыки — саундтреком к обоим фильмам я назову щебетание птиц (марши полевых оркестров не в счёт).
«Без надежды» — названием ведёт зрителя к апокалиптичности финала фильма, хотя у всех героев (вплоть до гибели) надежда есть, банально, но она умирает вместе с персонажами, и с фильмом. Иезуитскими методами «эффективный менеджер» — Граф и его войско, все проблемы народного бунта решают не своими руками (выдай того, кто убил больше, чем ты; оставить 2 камеры незапертыми; вынудить главаря выдать себя). Дело в знании психологии и мотивов поступков, и заговорщики выдадут себя сами. Поневоле восхищаешься таким изощрённым методом дознания (цель оправдывает средства), но на душе от таких принципов становится — без надежды!
|