Да уж… рецензия на фильм Адъютант его превосходительства, Какая жалость, что я не увидел этот фильм только сейчас. Мне бы очень хотелось посмотреть его хотя бы лет 20 назад, когда героями гражданской войны считались не «Адмиралъ» и «Господа офицеры», а «Чапаев» и «Неуловимые мстители». Увы, не получилось. Приятно, конечно, открыть для себя «новое» хорошее кино, но…
Интересная ситуация, всё же, у нас в стране сложилась: миропонимание развернулось на 180 градусов, и культурное наследие целой эпохи оказалось в «интересном положении». И парадокс в том, что больше всего от этого страдают те произведения, в которых была предпринята попытка отобразить известные события максимально корректно. То есть, не сами произведения, конечно, а зрители (в отношении фильмов, если брать). Поясню.
Смотришь, скажем, что-нибудь явно прокоммунистическое — переживаешь за красных. По привычке. Не из идейных соображений, а просто потому, что «люди хорошие» — герои, то бишь. И, стало быть, политическая подоплека незаметно так отходит на второй план. Потому что изначально понимаешь: воспринимать происходящее на экране как правдивое описание происходящего не стоит. Проще говоря, «мы знаем… (что-то), они знают, что мы знаем, но мы делаем вид, что мы не знаем, и они нам подыгрывают!» Ситуация упрощается, и ты просто получаешь удовольствие. Особенно, если снято и впрямь талантливо.
А теперь предположим, что фильм снят если не максимально приближенно к правде (кто ее ту правду знает, если все только и делают, что твердят, будто она у каждого своя), то, хотя бы, почти нейтрально. И что тогда? Ты сразу же вынужден становишься сравнивать не только поступки, но и мотивы, не только слова, но и мысли, желания. И вот тут-то и кроется «ловушка времени». Нет уже тех «светлых идеалов»! И, как ни старайся, не убедишь даже сам себя, что революция — это благо, что гражданская война — она чуть ли не освободительная и пр. А, коли так, то как, скажите на милость, смотреть на успехи тех, кто ведет твою страну в тупик?! Вопреки усилиям пусть не замечательных еще, но уже и не таких нарочито глупых, жадных, подлых и т. п. людей! Я этого не понимаю! Но и это еще полбеды. Вторая часть проблемы кроется в том, что логика произведения таки противоречит твоему внутреннему ощущению. Тебе уже и не хочется вовсе, чтобы красные победили, ибо, помимо прочего, в данном конкретном фильме даже не настолько они лучше белых, чтобы успех сопутствовал именно им.
Улавливаете разницу? Это не «красная сказка», но и не «белая трагедия» — это нечто пограничное, сделанное, может быть, если именно с этой точки зрения смотреть, наиболее правильно, толково и т. д., но… как же трудно это смотреть! Потому-то я и жалею, что не видел «Адъютанта его превосходительства» в детстве. А сейчас…
Кино очень понравилось. Интересный сюжет, отличные актерские работы. Едва ли не первое мое «знакомство» с Ю. Соломиным — здорово, что тут скажешь. Блистательные белогвардейцы — просто на подбор — им невозможно не симпатизировать, такое ощущение. Очень понравилась главная героиня, удивлен, что это единственная роль.
А, главное, атмосфера. Верность присяге против революционной романтики — не знать бы, чем всё это кончится, — не сразу и выбор сделаешь, за кем следовать, кому верить. Понятно, что всё это чертовски далеко от реальной жизни, но… как же всё это изысканно, тонко, красиво. Фантастический диалог Павла Андреевича и Юры! Просто гениально! «Сад ты иметь хочешь, а ухаживать за ним — не хочешь… Значит, рано или поздно, кто-то снова захочет спалить твой дом!» — у меня нет достойных слов, чтобы выразить свое восхищение.
Или, скажем, любовная линия. Просто глаз радуется. Неужели такое и впрямь было?! Даже не верится — в наше-то время — время повсеместной пошлости и всеобщего разврата.
И еще несколько слов: о «первым чекистам посвящается». Вот когда смотришь фильм о разведчиках времен Великой Отечественной войны, всё просто: есть враг, и его нужно победить. Любой ценой, силами, средствами и способами. А тут… Я даже не знаю. Дело не в том даже, что в голове путаница: где свои, а где «чужие» — возникает ощущение, что победа добывается не в честном бою, а посредством обмана, хитрости, подлости, что ли. Как-то это все кажется мерзко почему-то, грязно. Запрещенный прием. Нечестно. Не могу я этого понять. И поэтому не могу поставить максимальной оценки. Считайте это единственным моим замечанием. Ибо в остальном — безусловно, шедевр.
9 из 10
Павел Андреевич… вы шпион? рецензия на фильм Адъютант его превосходительства, В любой войне можно победить, в любой, кроме гражданской. Когда страна борется сама с собой, она проигрывает, кто бы ни взял верх. Красные бьют белых, белые бьют красных… наши воюют с нашими, дико звучит, а ведь было. И, как говорил Ю. А. Бригадир, «среди всех этих трупов будут очень приличные люди с обеих сторон».
Фильм прекрасен без оговорок.
Как чудесен, тонок, чувственен Юрий Соломин в роли Кольцова. Что за безумие выпало ему на долю — предавать своих своим же. Среди белых он нашел и возлюбленную, и друга, но выполнял свой долг… делал то, что считал должным сделать.
Совершенно бесподобны актерские дуэты Соломина и Иваницкой, Соломина и Милокостого. Свет в глазах Тани, «господина градоначальника», так искренен… так жаль их, их любовь, поднявшуюся над войной, но не способную защитить себя от этой войны. А отношения Кольцова с Юрой, эта неравная, обреченная, но деликатная и искренняя дружба красного шпиона и юного дворянина? Как сыграна!
По контрасту еще жутче выглядит батька Ангел сотоварищи, совершеннейшее животное, злобное и хитрое, еще подлее — Мирон, мелкий человек, умудрившийся и любовь свою перечеркнуть преступлением.
А каковы костюмы, декорации? Потрясающее крушение поезда, которое и на черно-белой пленке выглядит куда естественнее многих современных спецэффектов, старые города и деревни…
Фильм длинный, пять полновесных серий, больше шести часов. Но ради него стоит найти эти полдня. Подлинный шедевр. Я не скажу о нем лучше, чем он есть, поэтому оставлю рецензию короткой.
10 из 10
Белый офицер с красной душой рецензия на фильм Адъютант его превосходительства, На мой взгляд, один из лучших фильмов о Гражданской войне! И странно, что этот сериал не сыскал большой славы, как у советского, так и у российского зрителя, хотя тем же «Неуловимым мстителям» по накалу страстей, увлекательности сюжета и мастерству исполнения если и уступает, то совсем не много. Если попытаться сравнить эту картину с другими советскими кинолентами, то его можно представить как нечто среднее между «Тени исчезают в полдень» и «Семнадцать мгновений весны».
Центральной фигурой сериала, на харизматике которого в основном и держится весь фильм, является персонаж Юрия Соломина — Капитан Кольцов. По счастливой случайности этот красный офицер проникает в самое сердце белогвардейского штаба, становясь адъютантом, по сути, говоря правой рукой, самого генерала Ковалевского. Это событие и становится исходным пунктом, с которого и начинаются все самые интересные события, происходящие далее.
Создатели сериала потрудились детально прописать и осветить и другие сюжетные линии картины. Самой интересной из них, пожалуй, можно назвать судьбы мальчика Юры, потерявшего всех дорогих ему людей в этой ужасной войне. Игра молодого Александра Милокостого весьма впечатляет, молодой актёр искренне изображает то смятение и рассеянность, с которыми он смотрит на все события, захлестнувшие его семью и других ни в чём не повинных людей. Зритель, в зависимости от ситуации, прямо таки считывает страх, злобу, обиду, разочарование и боль в его глазах. Их кульминационный разговор с Капитаном Кольцовым особенно подчёркивает всю сложность ситуации, в которую попал мальчик. Тем самым, режиссёр на его примере показывает все оборотные стороны войны, вогнавшие население (а молодое в особенности) в ступор при выборе своего пути.
«Неужели вы все такие?! Только с виду лощёные, а на самом деле…"
Очень показательной является история с бандой Ангела. Бандиты-анархисты не приемлют ни новой, ни старой власти и наживаются на всеобщем хаосе, по большому счёту развлекаясь, собирая «коллекцию» из офицеров. Эпизод после побега из их плена комичен и напряжён одновременно. Здесь прослеживается ещё одна скрытая мысль режиссёра — каждому идти своей дорогой, каждый сам выбирает свой путь!
«Бей белых пока не покраснеют, бей красных пока не побелеют»
Полковник Щукин был наряду с Кольцовым одним из главных создателей интриги в фильме. Его безудержное желание поймать предателя добавляет сюжету особый окрас. А учитывая, какую роль в судьбе Кольцова сыграла его дочь, Щукин, безусловно, одна из ключевых фигур фильма. Значительное количество второстепенных персонажей, причём очень ярко исполненных, без труда удерживает зрителя у экрана! Мирон, Сперанский, Татьяна, батька Ангел, Бинский, полковник Львов — это лишь некоторые из героев, которые точно оставят след в сердцах зрителей.
Но всё-таки Кольцов затмевает всех! В создании его героя стоит похвалить и сценаристов, и режиссёра, не прогадавшего в выборе актёра на главную роль, и, конечно же, самого Юрия Соломина, сыгравшего ярчайшую роль в своей карьере. Кольцов в его исполнении элегантен, воспитан, культурен, обходителен и образован как белый офицер и смел, находчив, решителен и благороден как красный. Героизм, мужество и отвага таких как «Старик» и стали залогом дальнейшего успеха Красной армии.
«Я люблю вас. Я не мог поступить иначе…"
Капитан Кольцов мог бы составить достойную конкуренцию как Штирлицу как разведчик, так Даньке Шусю как красногвардеец, так и Захару Большакову просто как хороший человек. Многогранность и противоречивость его персонажа в совокупности с блестящим исполнением, создают для зрителя незабываемый образ Человека с большой буквы! И даже сам Ковалевский в конце фильма своеобразным образом выкажет своё уважение, по сути, к своему «самому близкому врагу» в его жизни. И тот победоносный блеск, с которым Кольцов смотрит на Его Превосходительство в финальной сцене яркое тому подтверждение!
«Боюсь, Виктор Зиноныч, последнее слово останется не за вами…"
Ещё один сериал из Золотой коллекции советского кино!
8 из 10
|