«Авиаторша с Казбега» или красивое кино ни о чем. рецензия на фильм Авиаторша с Казбека, De vliegenierster van Kazbek«Авиаторша с Казбека» все-таки долетела до Грузии. В первый день показа, в зале кинотеатра я вместе со своим спутником и десятью другими счастливчиками, попавшими на этот «аншлаг», могли бы играть в «Не догоню, так хоть не засну». Могли бы. Но не играли. Поэтому пару раз я благополучно отдавалась в объятия Морфея. Но, сила воли таки взяла верх над желанием заснуть — и я все же досмотрела картину до конца. Итак, «Авиаторша с Казбега» или, как можно снять красивое кино ни о чем.
Режиссер фильма — Инеке Смитс (такое вот странное имя, лично для меня до некоторых пор ничего не значащее) за основу сценария взяла известный исторический факт — Восстание грузинского батальона времен II Мировой Войны на голландском острове Тексель. Факт интересный и несомненно достойный увековечивания на скрижалях искусства.
Но давайте по порядку. Посмотрев трейлер фильма, я была приятно удивлена. Сюжет показался интересным, съемка качественной, операторская работа и подборка кадров также не оставили меня равнодушной. Однако весь мой оптимизм улетучился на четвертой минуте фильма. Начну с того, что я просто не успевала читать титры перевода с голландского на грузинский. В «Авиаторше с Казбека» — каждый герой говорит на известном ему языке и, что самое интересное, все друг друга понимают! Видимо создатели фильма никогда не слышали ни о Вавилонской башне, ни о событиях, последовавших за строительством онной. Будучи обделенной даром «полиглотства», я никак не могла решить, чем же мне заняться — читать титры, смотреть фильм или… все таки вздремнуть? Все. Оставлю свои личные впечатления при себе и постараюсь рассказать непосредственно о фильме.
Остров Тексел. Здесь живет юная полногрудая Мари — провинциальная девочка с корзинкой, заваленной мечтами и бабочками, периодически преследующими голубоглазку. Она мечтает о горах и собирает их фотографии со всего света. Мари живет в своем собственном мире — мире фантазий. В самом начале фильма, она раздевается перед зеркалом и начинает танцевать под музыку, скрипящих под ее ногами половиц, вернее, не она сама, а ее тень на стене. На «деревянную» музыку слетаются бабочки и заводят вокруг Мари хоровод. Идиллию нарушает мама юной фантазерки, по-хозяйски открыв дверь в комнату. Бабочки в страхе разлетаются, а Мари целомудренно прикрывается полотенцем. Режиссер, судя по всему, следовала некой задумке. Ведь, в самом финале картины, мать вновь застает Мари в том, в чем она ее, собственно, и родила. Но тут, Мари уже не опускает голубые глазки в пол и не рвется за полотенцем. Маленькая девочка выросла. Пошленько, согласитесь.
Ее родители бедны. В лучших традициях жанра, в наличии имеется и молодой человек, на браке с которым настаивает семья Мари. Она, конечно же, его не любит. И, кажется, судьба Мари предопределена. Но нет! На остров прибывает батальон грузинских солдат, двое из которых поселяются в доме Мари. Батальон под предводительством усатого князя в величественной чохе напоминает больше тамаду и свадебных гостей, нежели бывших военнопленных. Все холеные, чистые, гордые и веселые. Конечно же, поют (не поющие грузины — это, судя по всему, просто нонсенс, согласно режиссерскому взгляду). Доходит до смешного — грузины, не успев переступить порог незнакомой голландской семьи, начинают демонстрировать величие грузинского многоголосия. Инициатором, кстати, выступает ни кто иной, как предводитель батальона в выкрахмаленной сорочке под черной чохой. Песня, как говорится, нам строить и жить помогает! И толи еще будет! Грузинский батальон приехал на остров Тексел не с пустыми руками. Нет, это не иконы или фотографии жен и детей. Что бы вы думали?! Я всегда с собой беру видеокамеру — чуть было не вырвалось у меня. Нет, предусмотрительные военнослужащие повезли на войну пленку с черно-белым фильмом «Авиаторша с Казбека». Но фильм нужно как-то показывать. Киношная аппаратура в грузинские пожитки не уместилась. Поэтому, они, недолго думая, совершенно наглым образом прут ее из местного нефункционирующего кинотеатра. Удача на их стороне — ведь беспомощный заведующий кинотеатром в момент их прихода как раз откармливает укрытого им еврея. С чего бы это ему протестовать против наглых действий грузинских солдат. Берите аппаратуру, будет нужно еще что — заходите! Потом они, конечно же, смотрят черно-белое немое кино. Сами же его озвучивают (читать: опять поют). В фильме, конечно же, все танцуют — дань грузинской жизни глазами немецкого режиссера.
Итак, продолжим. Любовь, конечно же, любовь. Мари влюбляется в одного из солдат — Гогу. Ее жених — белобрысый голлашка (простите вольную формулировку) почуяв неладное, пытается опередить своего чернобрового соперника и целует Мари. Та отплевывается, за что голландский слюнтяй разбивает ей нос. В то же время о Мари в городе начинают ползти грязные слухи. Она вроде и с немцами водится и с непонятными грузинами. Будучи влюбленной в Гогу, она решает отдаться большому немецкому начальнику, чтобы, улучив момент стырить у него какие-то стратегически важные документы. Немец оказывается добрым старикашкой, и, уловив внешнее сходство Мари с его покойной дочерью, отпускает ее из своих покоев с нетронутой честью.
Что ж, пересказывать финал картины считаю неправильным. Скажу только, что мне лично очень обидно. Меня обманули. Мне показали прекрасно снятую картину ни о чем. Или обо всем — что, в принципе, одно и то же. «Нет!» — захотелось крикнуть мне. Грузины умеют не только петь, танцевать и бунтовать от случая к случаю. Именно эту стереотипность я никак не могу простить режиссеру. Я обязательно отдам госпоже Инеке должное — идея показать достойный, интересный исторический факт сквозь призму необычной девушки — мне нравится. Считаю лучшим моментом картины танец Мари на бескрайнем зеленом поле. Камера медленно отъезжает. Железная проволока. Табличка «Заминировано». Красиво, пронзительно, живо. И есть в фильме действительно немало хороших моментов. Жаль только, что нет в картине цельности. Какие-то отдельные кусочки, снятые, правда, весьма талантливой рукой оператора. Игра теней, интересные операторские решения, прекрасно выбранные ландшафты и антураж. Однако, этого, к сожалению недостаточно. Для человека, живущего в Грузии стереотипность грузинских героев фильма, может показаться чуть ли не оскорбительной. Мари слишком похожа на главную героиню известного фильма «Амели» — этим зрителя не удивишь. А сценарий при всей своей трагичности, к сожалению, не вызывает в зрителе самого главного — сопереживания. Жаль. Ведь фильм мог быть намного лучше. Главное в искусстве честность. В этом фильме я ее не уловила.
3 из 10
За операторскую работу — два балла и один лично от меня актрисе, исполнившей роль Мари.
|