После триумфального «Острова» Павел Лунгин представит на суд публики эпическую ленту «Царь». Кроме того российских зрителей ожидает долгожданная «Паранормальная активность» Орена Пели, «Законопослушный гражданин» Ф. Гэри Грея, британская картина «Отголоски прошлого», слэшер «Крик в общаге» и новая работа Такаши Миике «Вороны: Продолжение».
«Царь»
1565 год. Государь Иван Грозный (Петр Мамонов) терзает кровавыми опричными расправами и без того измученную голодом и ливонской войной страну. И только его преданный друг детства, а ныне митрополит Филипп (Олег Янковский), позволяет себе сказать царю: «Одумайся» — и тем самым начинает непростое противостояние двух государственных мужей.
Успех «Острова» во многом доказал нашей стране, что авторское кино в России может приносить какие-то дивиденды, а режиссер Павел Лунгин лишний раз закрепил свой статус современного классика. «Остров» был далеко не первым опытом работы режиссера с гуру отечественного пост-панка Петром Мамоновым — фильм получился неидеальным, в чем-то откровенно спекулятивным, тем не менее, его выход в широкий прокат пример сугубо положительный, если не сказать оздоровляющий. «Царь» как те же щи, только глобальнее. Бюджет увеличился ровно в десять раз. Если предыдущая работа режиссера тихая религиозная драма, то «Царь» масштабный исторический колосс.
Серьезную заявку и амбиции доказывает один перечень создателей: оператор Том Стерн, постоянный соратник позднего периода Клинт Иствуда, автор сценария — Алексей Иванов, один из самых раскрученных писателей в современной России, главный антагонист мамоновского царя покойный Олег Янковский, сыгравший у Лунгина свою последнюю роль. И даже при всей идейной раздутости и волнах патетики, так и льющихся с экрана, «Царь» — явление для российского кинопрома незаурядное, живое, мастеровитое. Вполне достойное просмотра, как минимум, актерскими перформансами, вызывающими дрожь и одним своим наличием не позволяющим картине оказаться в ряду сомнительных киноудовольствий.
«Я узнала, что идет кастинг на «Мосфильма», пришла на него, но ассистент решительно сказала: я им не подхожу. «Можно я оставлю свои фотографии»? — спросила я робко. «Оставляйте». Так случилось, что Лунгин посмотрел спектакль «Берег утопии», где я играла. Теперь уже меня позвали на фотопробы. Я отснялась в костюме, в гриме. В тот же день Павел Семенович сказал: меня отобрали на роль царицы...», — рассказала в интервью «Российской газете» исполнительница одной из главных ролей в фильме Рамиля Искандер.
«Грозный — сам живая метафора. Конечно, я хотел сказать то, что я сказал. Послание мое очевидно. Но на самом деле Грозный — это тема табуированная. Про него очень мало было, кроме фильма Эйзенштейна, гениального, сверхталантливо. Но я знаю, что это было сделано по заказу Сталина, во время войны. И он, конечно, невероятно нагружен идеологической оценкой всего происходящего, искажающей действительность. Поэтому Эйзенштейн ушел в чисто эстетическое переживание этой темы, отсюда удивительный художественный результат его работы», — заявляет в интервью Radio France Internationale постановщик фильма Павел Лунгин.
«Законопослушный гражданин»
Некогда законопослушный гражданин Америки Клайд Шелтон (Джерард Батлер), потеряв супруг и маленькую дочь (на семью в собственном доме напали неизвестные бандиты) и убедившись в коррумпированности юридической системы, начинает вершить персональное правосудие. Даже попав за решетку, он таинственными способами убивает за пределами тюрьмы всех и вся, заставляя тем самым помощника окружного прокурора Ника Райса (Джейми Фокс) пойти с ним на компромисс.
Казалось бы, жанр фильмов о мстителях (виджиланте-муви) приелся донельзя, но появляются люди, которые умудряются хоть как-то освежить его парой новых идей. Герой «Законопослушного гражданина» в исполнении Джерарда Батлера, ставшего чуть ли не главной звездой сезона, управляется со своими врагами дистанционно, что главное, от того не менее изобретательно. Ф. Гэри Грэй до того весьма успешно изобразил праведный гнев доведенного до отчаяния в «Переговорщике» с Сэмуэлем Л. Джексоном и куда менее успешном коммерчески «Одиночке» с Вином Дизелем, в «Законопослушном гражданине» такой же мотив ему не особенно удался: критики фильм разгромили, кассовые сборы же оказались средними.
«Законопослушный Гражданин» одновременно стремится подражать «Жажде смерти» и исследовать проблемы американской системы правосудия, но буксует на старте. Джерард Батлер хорошо смотрится в своей роли, особенно учитывая несколько злобных и забавных ответвлений сюжета. Режиссер Ф. Гэри Грей ловко чередует внушительный экшен и взрывы, придающие фильму изящества и энергии, при этом не обращаясь к шаткой ручной камере, как средству повышения напряженности. В целом фильму удается быть все более и более нелепым и глупым с каждой минутой, но, тем не менее, по-своему развлекательным и бодрящим, во многом благодаря именно Батлеру», — Эви Оффер, NYC Movie Guru.
«Паранормальное явление»
Молодая пара решается на исследование паранормальной активности в собственном доме и за свое любопытство получает в сожители настойчивого и зловредного духа, который оставляет героям таинственные послания на дощечках и укусы на теле.
Такого маркетингового успеха мир не знал со времен «Ведьмы из Блэр», у дебюта Орена Пели производственный бюджет уложился всего в 15 тысяч долларов (рекламный составил по разным оценкам от трех до десяти миллионов) — сборы в США уже вплотную приближаются к сотне, на очереди весь остальной мир. Схема проста и незатейлива: бытовой хоррор на паранормальные темы, снятый в как можно более прозаичной манере, добавим пару неожиданных сюжетных поворотов, плюс любопытный метод раскрутки — многочисленные тестовые показы и предложение зрителям самим проголосовать заявками за то, чтобы «Паранормальное явление» показали и в вашем городе. Результат не заставил сегодня долго ждать, ударив разве, что по репутации самого Пели, которого критики заочно причислили к так называемым one-hit wonder — авторам одного хита, не способным повторить свой главный успех.
«Словно по примеру легендарного продюсера Вэла Льютона, режиссер Орен Пели, снявший «Паранормальное явление» в собственном доме за неделю, понимает, что нечто предполагаемое, пугает больше самого предмета страха. Здесь есть только самый краткий проблеск крови или насилия, а также очень сырые специальные эффекты. Главное, что по ходу просмотра я все же почувствовал, как мои волосы на голове встали дыбом», — Лу Луменик, New York Post.
«Отголоски прошлого»
1921 год. По настоянию отца юный Сальвадор Дали отправляется в Мадрид, в Академию художеств Сан-Фернандо, где сводит знакомство с талантливым поэтом Федерико Гарсия Лоркой и будущим режиссером Луисом Бунюэлем. Приятельские отношения с первым из них у художника перерастают в платоническую любовь.
Каждая картина, к которой имеет хоть бы и незначительное отношение британец Роберт Паттинсон, теперь обречена на определенную известность, благодаря фанатской базе молодого актера, прославившегося после ролей в одной из частей эпопеи о «Гарри Поттере» и «Сумеркам» Стефани Майер. Поздний выход в мировой прокат «Отголосков прошлого» определенным образом знакомит с новой аудиторией, если уж не самого Дали, то точно Гарсию Лорку и, конечно, Луиса Бунюэля, классика мирового кино и одного из крестных отцов сюрреализма. Кино, правда, по заверениям критиков, вышло так себе: местами авторы переборщили, а во вкусе недобрали, зато исполнители главных ролей относительно достойно справились с поставленной перед ними задачей, от чего к ним обозревательские претензии предъявляются в последнюю очередь.
«Это умеренное интеллектуальное исследование сложных взаимоотношений между тремя богатыми испанскими друзьями-конкурентами во времена революционных настроений в их родной стране периода 1920-х и 30-х годов: поэтом и драматургом с гомосексуальными наклонностями Гарсией Лоркой, сюрреалистом Сальвадором Дали и режиссером Луисом Буниэлем — и все это происходит в чрезвычайно красивых и аутентичных интерьерах. Мешает картине ее чрезмерная схематичность, она же частый порок всех кинофильмов о литературной и интеллектуальной жизни», — Филлип Френч, The Observer.
«Крик в общаге»
Обитательницы студенческого кампуса, узнав, что их подружке Меган изменил парень, берутся проучить молодого человека и шутки ради инсценируют смерть девушки. Однако в тот момент, когда насмешницы едут прятать тело якобы погибшей приятельницы на пустыре, ее обезумевший от горя бойфренд убивает студентку по-настоящему. Сперва закатив истерику, а после спрятав труп подруги в колодце, девочки возвращаются в общежитие, но аккурат в день выпуска из колледжа получают весть от убитой, которая, кажется, жаждет мести.
В 80-е слэшер был модным кинотрендом, даже в самых второсортных своих проявлениях из раза в раз собирая десятки миллионов долларов при мизерных бюджетах: яркие примеры «Спящий лагерь», «Незнакомец», «Выпускной бал», «Моя кровавая Валентинка», «Долина смерти», и, собственно, «На греческой улице», ставший первоосновой для «Крика в общаге», фильма-подтверждения того факта, что пересъемка слэшеров сейчас практически вышла из под контроля и вязнет в пучине однообразия: новые образцы чаще всего хуже старых, и сборы их тоже желают оставлять лучшего. Картина Стюарта Хендлера исключением в этом ряду не стала.
«Снятый Стюартом Хендлером по сценарию Джоша Столберга и Питера Голдфингера, «Крик в общаге», пытается управиться с большим количеством характеров и неразработанных сюжетных линий, чем он сам себя портит. Хотя здорово, что фильм располагает парой по-настоящему кэмповых моментов, что для современного хоррора редкость», — Стивен Холден, New York Times.
«Вороны: Продолжение»
Сын своего отца — главы криминальной группировки, юноша Генджи Такайя, в предыдущей серии боевика заслуживший титул лидера школы «Судзаран» (где обитают малолетние преступники), готовится к выпускным экзаменам и одновременно решающей схватке с воспитанниками конкурирующего учебного заведения.
Соревноваться с Такаши Миике в плодотворности занятие весьма бесполезное: только не так давно отшумели первые «Вороны», на подходе уже вторые. И, как известно, они не хуже предшественника. Те же зрелищные разборки между учениками-переростками, присущая режиссеру кровожадность и натуралистичность в постановках сцен боев и истязательств.
«К счастью, экшен здесь бескомпромиссен в течение всего фильма, что вполне естественно для этой фантазийной саги. Удивительно также, что при всей простоте основной сюжетной линии, повествование длится более двух часов, которые особенно ускоряются, когда вы весело проводите время, наблюдая за основными поединками. Прекрасное противоядие после напряженного дня на работе!», — считает обозреватель киноблога Nutshell Review.
Кроме того на этой неделе стартуют перенесенная по срокам драма «Я убил свою маму», мультфильм «Десять заповедей», «Пассажирка» Станислава Говорухина, «Ясновидящая» Ильи Хотиненко, «Полночный поцелуй» Алекса Холдриджа, «Миннесота» Андрея Прошкина и «Вооруженное сопротивление» Ефима Резникова.
|