Второй уик-энд ноября, наконец, подарил любителям кино долгожданный полноценный блокбастер, которого так не хватало все предыдущие недели. Захлестнувшая гигантской приливной волной тысячи кинотеатров по всей планете картина «2012» своим первым же усилием разнесла в клочья даже самые безрассудные прогнозы, добившись о того, о чём создатели 200-миллионного проекта не могли даже и мечтать.
Глобальная премьера нового фильма-катастрофы Роланда Эммериха триумфально прошла на экранах более чем 19 000 кинозалов Северной Америки и практически всех основных международных территорий, принеся за дебютный уик-энд колоссальную сумму в 230,4 млн долларов в мировом кинопрокате. Никогда ещё такая гигантская выручка не покорялась оригинальному проекту, не основанному на популярном бренде, устоявшемся франчайзе или представляющем собой адаптацию литературного бестселлера.
Ещё за несколько дней до американской премьеры особенного ажиотажа не наблюдалось, предварительные продажи билетов шли без особого энтузиазма, а скептически настроенные аналитики настраивали всех в лучшем случае на результат в районе 50-миллионной отметки. Впрочем, уже первый день проката показал полную несостоятельность таких прогнозов.
Получившая далеко не максимальные по меркам блокбастеров 6500 кинозалов в 3404 кинотеатрах картина с ходу бросилась в бой, собрав на пятничных сеансах 23,44 млн долларов. Эта достаточно внушительная выручка совсем чуть-чуть уступила результату идеально подходившей для всякого рода сравнений предыдущей работы режиссёра в этом жанре «Послезавтра», освоившей в мае 2004 года 23,5 млн долларов за первые сутки американского проката.
Суббота принесла в закрома «2012» уже 24,7 млн долларов, пройдя с 5%-ным приростом посещаемости сеансов, что вызвало особенный энтузиазм у киностудии, надеющейся, что с такой позитивной тенденцией в будущем удастся избежать традиционных для блокбастеров сильных обвалов. Воскресная выручка составила 17,1 млн долларов, подняв кассу дебютного уик-энда до 65,2 млн долларов при средней наработке в 19 165 долларов с заведения.
Рекорд для фильмов-катастроф, поставленный «Послезавтра» (67,7 млн), всё же устоял, не в последнюю очередь за счёт того, что пять с половиной лет назад премьера 125-миллионной киноленты пришлась на праздничный четырёхдневный уик-энд, который традиционно смягчил воскресное падение поступлений из касс кинотеатров.
С учётом произошедшей за этот период инфляции разница между двумя фильмами Роланда Эммериха окажется несколько более существенной, но на фоне откровенно невысоких ожиданий показанный результат был однозначно воспринят как крупный успех проекта.
Проводимые по завершении сеансов исследования прокатчика позволили приоткрыть завесу тайны над столь удачным стартом, продемонстрировав максимально широкую аудиторию картины, и устойчивый интерес к ней со стороны едва ли не всех возрастных и социальных групп. Опросы показали небольшое преобладание зрительниц прекрасного пола, доля которых составила 52% от всех посетителей, 55% разместившихся в кинозалах оказались старше 25 лет. Показателен и тот факт, что, несмотря на привычную уже разгромную критику, реакция миллионов любителей кино вышла более чем позитивной, выразившись в общей оценке B+ по версии агентства CinemaScore и максимально возможной A среди зрителей возрастом до 18 лет.
Традиционно в случае глобальных премьер рассматривающая сборы в совокупности без разделения на американский и международный прокат киностудия Sony Pictures восторженно встретила первые поступления, расточая похвалы в адрес знаменитого режиссёра за отлично выполненную работу. «Дебютная выручка говорит о том, что Роланд Эммерих является выдающимся постановщиком, работы которого пробуждают огромный интерес повсюду. Этим фильмом он вознёс планку на новую высоту потрясающим зрелищем на экране, спецэффектами и сюжетом», — заявил отвечающий за дистрибуцию картин на киностудии Рори Брюэр.
Оценивая результаты в международном прокате, Sony Pictures подчеркнула, что заработанные за дебютный уик-энд 165,2 млн долларов стали пятым стартом за всю историю и абсолютно лучшим среди оригинальных проектов. Во многих территориях были зафиксированы близкие к рекордным сборы, наибольший же вклад в общее дело внесли Франция (18 млн долларов), Россия (16,4 млн), Германия (12,5 млн) и Китай (12,1 млн).
Стоит отметить, что подобный перекос сборов в сторону международного проката является обычным делом для фильмов Эммериха, так картине «Послезавтра» удалось заработать 186,7 млн долларов в США и 357,5 млн в остальном мире. Следующий, не столь удачный проект режиссёра, «10 000 лет до н. э.», аналогичным образом принёс создателям 94,8 млн долларов с американского проката и 175 млн в остальном мире.
Слегка разочаровавшая неделю назад диснеевская «Рождественская история» в какой-то мере подтвердила надежды киностудии на высокую стойкость в прокате. Потеряв 26% от дебютной выручки, анимационная лента Роберта Земекиса финишировала второй с кассой в 22,3 млн долларов и теперь имеет на банковском счету 63,3 млн долларов после десяти дней на экранах. В то же время не стоит забывать, что минимальные падения во второй уик-энд для рождественских проектов не являются чем-то экстраординарным.
Для сравнения, оба сиквела «Санта-Клауса» и «Эльф» теряли по 13-15% от кассы премьерного уик-энда, так что говорить о серьёзном прорыве будет пока несколько преждевременно. С выводами придётся подождать, по крайней мере, до особенно благоприятствующего семейным проектам праздника дня Благодарения в конце ноября, пока же наиболее вероятным финальным результатом представляется итоговая выручка в районе 120-130 млн долларов. На международных экранах «Рождественская история» вновь стала второй, заработав за выходные 17,2 млн долларов в 21 территории (всего $34,5 млн).
Продолжается невероятное восхождение по ступенькам чарта независимой драмы «Тужься», освоившей 5,87 млн долларов на сеансах в 174 кинотеатрах. Ставшая героем кинофестиваля Сандэнс и многих других престижных кинофорумов картина поднялась на третью позицию со средней выручкой в 33 672 долларов за трёхдневку, причём среди фильмов, имевших не более двухсот площадок, показанный результат стал вторым за всю историю, уступив только совсем недавнему «Паранормальному явлению».
На фоне великолепных сборов в ограниченном прокате студия LionsGate заявила о своей решимости в ближайшие выходные увеличить число кинотеатров до 600, а затем ещё примерно вдвое на уик-энд дня Благодарения. Конечный потенциал превозносимого критиками фильма о беременной афро-американской девушке-подростке из бедных кварталов Гарлема остаётся полной загадкой, многое здесь будет зависеть от того, каковы будут успехи на поприще ключевых кинонаград. Несомненно лишь то, что полученные на данный момент 8,7 млн долларов являются только верхушкой айсберга, и итоговая выручка должна многократно превысить эту сумму.
Для трёх других новичков предыдущего уик-энда новая неделя сложилась далеко не так удачно. Комедийная лента «Безумный спецназ» с Джорджем Клуни в главной роли понесла ощутимые потери, заняв четвёртое место с 5,86 млн долларов при 54%-ном падении. Собравшая за десять дней 23 млн долларов картина должна финишировать неподалёку от 35-миллионной отметки.
Как и все другие фильмы, прокат которых был изначально запланирован на ограниченный период времени, а затем продлён, концертная лента «Майкл Джексон: Вот и всё» в третий уик-энд стала жертвой тяжёлого обвала. Снижение поступлений на 61% сократило текущую выручку до 5,08 млн долларов, общая касса после трёх недель на экранах составляет 68,2 млн долларов в Северной Америке и более 220 млн во всём мире.
С ещё более серьёзным уроном прошёл отчётный уик-энд для фантастического триллера «Четвёртый вид», собравшего 4,61 млн долларов после 62%-ного обвала. Осилившая 20,5 млн долларов за две недели проката картина с Миллой Йовович в главной роли завершит выступления на подступах к 30-миллионной отметке.
Сразу два фильма, расположившиеся на седьмой и восьмой строчках чарта, отпраздновали покорение стомиллионной планки (в текущем году эта отметка покорилась пока что 23 картинам). Комедия «Формула любви для узников брака» с Винсом Воном в главной роли осуществила свою мечту в субботу, на тридцать седьмой день проката с кассой уик-энда в 4,16 млн долларов и 102 млн после шести недель на экранах.
Днём раньше автором подобного достижения стало сенсационное «Паранормальное явление», заполучившее 4,04 млн долларов за уик-энд и 103,7 млн за восемь недель в прокате. По случаю очередного знаменательного успеха студия Paramount Pictures разразилась эмоциональным пресс-релизом, в котором постаралась отдать должное всем, участвовавшим в работе над проектом и верившим в его потенциал.
Триллер «Законопослушный гражданин» по итогам уик-энда занял девятое место с 3,8 млн долларов, доведя общую кассу до 67,2 млн долларов при 50-миллионном бюджете. Триллер «Посылка» во вторые выходные проката обвалился на 58%, став десятым с 3,18 млн долларов. Всего в активе выглядевшего достаточно многообещающим проекта с Кэмерон Диас в главной роли совсем скромные 13,2 млн долларов после десяти дней проката.
Не нашлось места в десятке сильнейших британской комедии «Рок-волна», вышедшей на американских экранах под более приземлённым названием «Пиратское радио». По большому счёту фильм Ричарда Кёртиса не стал хитом даже в домашнем прокате, добавьте сюда старт в 882 кинотеатрах, чисто британскую тематику картины и актёрский состав, после чего сразу станет ясно, что на высокий результат не приходилось рассчитывать с самого начала. Тем не менее, руководство прокатчика Focus Features не скрывало своего разочарования полученной за трёхдневку суммы в 2,9 млн долларов (3293 доллара с площадки), выразив лишь слабую надежду на то, что в целом позитивные отклики помогут привлечь зрителей на протяжении ближайших нескольких дней.
В ограниченном прокате место очередного возмутителя спокойствия заняла анимационная комедия «Бесподобный мистер Фокс», сеансы которой стартовали в 4 кинотеатрах Нью-Йорка и Лос-Анджелеса. За дебютную трёхдневку выделяющийся оригинальностью стиля и постановки мультфильм Уэса Андерсона собрал 265,9 тыс. долларов при великолепной выручке в 66 475 долларов с площадки. Руководство киностудии 20th Century Fox пребывало в полном восторге, отмечая, что дневные сеансы собирали полные залы за счёт семейной аудитории, а вечером проходили при настоящем аншлаге благодаря взрослым любителям кино. Прибытие «Бесподобного мистера Фокса» в общенациональный прокат запланировано на 25 ноября в уик-энд Дня Благодарения.
С полным правом может занести себе минувший уик-энд в актив и сиквел «Святые из бундока 2: День всех Святых». Расширивший прокат до 251 кинотеатра фильм Троя Даффи перебрался на четырнадцатую строчку чарта с кассой в 1,03 млн долларов. Удивительно, но, несмотря на увеличение числа задействованных экранов почти в 2,5 раза, средняя наработка даже немного возросла по сравнению с предыдущим уик-эндом. За три недели сиквелу культового фильма 2000 года удалось собрать почти 2,5 млн долларов и очевидно, что это далеко не предел его возможностей.
Общая касса фильмов первой десятки чарта составила 124,1 млн долларов, что на 8% меньше, чем год назад, когда победил «Квант милосердия», но сразу на 37% больше, чем два года назад, когда лидерство захватил «Беовульф» (27,5 млн).
На следующей неделе подлинное столпотворение в американских кинотеатрах обещает устроить выходящая в кинопрокат вторая часть вампирской саги по книгам Стефани Майер. По предварительным данным премьера «Новолуния» пройдёт в более чем 4000 заведений, причём в четверг вечером во многих из них на несколько часов вернутся на экраны и «Сумерки». Также стартуют в прокате спортивная драма «Невидимая сторона» (3100 кинотеатров) и анимационная лента «Планета 51» (2600 заведений), которым отведена незавидная роль статистов на празднике жизни вампиров и оборотней.
|