Пока студии рапортуют о высоких сборах, аналитики отмечают, что американцы все реже ходят в кино. Известный кинокритик Роджер Эберт попытался найти причины этого явления и предложил шесть вариантов. Отметим, что пиратства среди них нет. Согласно статье Дэвида Джермана из Associated Press, несмотря на все ухищрения Голливуда, начиная с огромных экранов и многобюджетных блокбастеров и заканчивая крупными рекламными кампаниями и форматом 3D, количество зрителей все уменьшается. В последний раз кинотеатры посещались так плохо разве что 16 лет назад. Как отмечает Hollywood.com, общие сборы в 2011 году в США составили сумму около 10,2 миллиарда долларов, однако это на 3,5 % меньше, нежели в 2010 году. При этом в 2011-м было продано 1,28 миллиарда билетов, а это на 4,4 % меньше, чем в прошлом году. Для сравнения: в 1995 году продано 1,26 миллиарда билетов. Тем не менее сборы упали не столь критично, в основном за счет повышения цен на билеты — как на обычные просмотры, так и на фильмы в формате 3D, которые все чаще заполоняют экраны. Но почему уменьшается количество зрителей? Роджер Эберт, влиятельный кинокритик из Chicago Sun-Times предлагает шесть версий. 1. Очевидное отсутствие крупного мейнстрим-фильма. Когда зрители слышат об «Аватаре» или «Темном рыцаре», даже самые ленивые встают с диванов и бегут в кинотеатры. 2. Завышенные цены на билеты. Люди всегда жалуются на это, но на самом деле тут есть своя подоплека. Дело в том, что исторически сложилось так: сходить в кино всегда было дешевле, чем в ресторан, на концерт или спортивный матч. Что бы там ни говорили о красотах формата 3D, скажем, семья из четырех человек уже не может позволить себе такие траты. 3. Публика в кинотеатрах. Зрители старше тридцати устают от шумных подростков. Раздражают не только разговоры во время сеансов, но и яркие экраны телефонов, которые светятся у любителей строчить СМС или писать в твиттер. 4. Цены в барах кинотеатров. Уже не секрет, что основную выручку кинотеатры собирают с продажи напитков и попкорна. Сами по себе те стоят очень дешево, но зрителю влетают в копеечку (или, как будет корректнее, в центик). Зачастую продаются огромные порции попкорна, стоящие дороже маленьких порций, которые вообще предпочитают изымать из продажи. 5. Кинотеатры не выдерживают соревнования с другими вариантами просмотра фильмов. Последние теперь спокойно покупаются в интернете, а экраны телевизоров становятся все больше и дешевле. Зрителю проще покупать кино в сети. По вечерам в США интернет-сервис по предоставлению видео по требованию Netflix отвечает за 30 % всего интернет-трафика, а это миллионы зрителей, оставшихся дома. 6. Плохой выбор. Ярким пятном в сборах 2011 года стали деньги, заработанные независимыми, иностранными и документальными картинами. И все же многие зрители просто не могут найти эти фильмы в своих мультиплексах. Вместо этого кинотеатры в торговых центрах показывают примерно один и тот же набор фильмов. Эти картины стартуют громко, идут пару недель, после чего сменяются новыми. К слову, Эберт сразу же отсекает распространенный миф о том, что независимое кино пользуется спросом только в крупных американских городах. Согласно данным Netflix от 28 декабря, на третьем месте самых популярных фильмов находилась драма Аббаса Кияростами «Копия верна». На четвертом — французская криминальная драма «Преступление из-за любви», а на пятом — шведская экранизация романа Стига Ларссона «Девушка с татуировкой дракона». «Американцы любят кино, как и прежде, — считает Роджер Эберт. — Просто кинотеатры постепенно теряют свою привлекательность. Те кинотеатры, которые соблюдают определенную политику в залах, предлагают разные фильмы и любят зрителя, процветают. Остальные могут и дальше ждать милости от студийных блокбастеров, но это ненадолго». Отметим от себя, что все вышесказанное запросто можно с небольшими оговорками применить и к России. Роджер Эберт | Самые кассовые фильмы 2011 года в США. «Гарри Поттер и Дары смерти: Часть II» | Трансформеры 3 |
|