Приход первой партии главных премьер рождественско-новогоднего сезона не смог оживить которую уже неделю пребывающий в состоянии застоя американский кинопрокат. Значительно слабее ожиданий и своих предшественников дебютировали сиквел «Шерлока Холмса» и третья часть «Элвина и бурундуков». С другой стороны, порадовала своими сборами лишь за пять дней до полноценной премьеры стартовавшая в формате IMAX «Миссия невыполнима 4». Призванный достойно открыть праздничный сезон «Шерлок Холмс 2» смог собрать на старте лишь 39,6 млн долларов в 6500 кинозалах 3703 кинотеатров, что очень сильно уступило результату оригинального фильма два года назад. Тогда кинолента Гая Ричи добыла 62,3 млн долларов за трехдневку при меньшем количестве кинотеатров и экранов, причем главным конкурентом у нее был только начинавший ставить рекорды «Аватар» Джеймса Кэмерона. Сейчас же перед сиквелом оказался полностью открытый простор. «Шерлок Холмс 2» также проиграл заочную дуэль со стартовавшим в этот уик-энд год назад фильмом «Трон: Наследие». Диснеевская кинолента заработала 44 млн долларов в 3451 кинотеатре, при этом она была сиквелом не имевшегося на тот момент даже в свободной продаже фильма двадцативосьмилетней давности, а не свежего кассового хита с популярными актерами. Оказавшееся в непростой ситуации руководство студии Warner Bros. всеми силами пыталось сохранять присутствие духа. «Мы никогда не рассчитывали повторить тот результат», — заявил руководитель отдела дистрибуции Дэн Феллман. «У нас остается девять дней до Рождества, и к тому времени мы уже будем иметь очень солидную выручку. В конечном счете мы окажемся там же, где были с первым фильмом», — излучал полную уверенность он. Однако даже сдержанно настроенное руководство киностудии ожидало от своего релиза результат как минимум на подступах к 50-миллионной отметке. Независимые аналитики и конкурирующие киностудии в свою очередь были совершенно убеждены, что с таким стартом даже приблизиться к итоговой выручке первого фильма (209,2 млн) будет практически нереально. В качестве важного позитивного фактора руководство Warner Bros. указывало на высокую оценку А- опросов CinemaScore против B+ у оригинального фильма. В то же время отзывы критиков были несколько более прохладными, чем два года назад (60 % положительных рецензий против 70 % тогда). Из прибывших на сеансы 68 % зрителей были старше 25 лет, а 59 % принадлежали к мужскому полу. По сравнению с оригинальным фильмом здесь наблюдался определенный сдвиг в сторону увеличения доли сильного пола (54 % на 46 % два года назад). Еще хуже обстояли дела у давшей серьезный сбой третьей части «Элвина и бурундуков». Беззаботно шедший по стопам двух очень успешных семейных кинолент триквел в стартовую трехдневку осилил лишь 23,2 млн долларов на сеансах в 5500 кинозалах 3723 кинотеатров. По сравнению с предыдущим фильмом франшизы дебютная выручка сократилась более чем вдвое (48,9 млн у второй части и 44,7 млн у первой). На показанный результат руководство киностудии 20th Fox отреагировало аналогично своим коллегам из Warner Bros. По словам руководителя отдела дистрибуции Криса Аронсона, кинолента еще наверстает упущенное в обильный на кассовые сборы праздничный период. «У нас будет великолепный множитель. Сборы среди недели будут просто потрясающими, по мере того как мы входим в важный для кинопроката промежуток между Рождеством и Новым годом», — старался сохранять оптимизм он. Объективно все же найти хоть какой-то повод для этого было очень нелегко. Так же сложно найти хоть какое-то объяснение столько резкого снижения сборов. Возможно, какую-то роль сыграл более смелый и оригинальный подход к постановке триквела по сравнению с более традиционными двумя первыми фильмами. Обращает на себя внимание и наблюдаемое в последнее время общее падение результатов у кинолент семейной направленности. В период кризиса многие родители могут более требовательно подходить к выбору развлечения для своих юных отпрысков, а симпатии взрослой аудитории к этой франшизе традиционно были невелики. По данным прокатчика, 54 % зрителей принадлежали к женскому полу, 53 % были моложе 25 лет. На фоне двух относительно слабых результатов дебютантов широкого проката весьма впечатляюще выглядели достижения экшна «Миссия невыполнима 4». Выйдя в 425 большеэкранных кинотеатрах и IMAX, фильм с Томом Крузом в главной роли собрал 12,8 млн долларов непосредственно за уик-энд и 13,4 млн с учетом первых сеансов в четверг вечером. Этот результат стал новым рекордом для стартов в ограниченном прокате (не более 600 кинотеатров), значительно превзойдя предыдущее достижение в этой категории сиквела «Дневника Бриджит Джонс» (8,68 млн долларов в 530 кинотеатрах). Общая наработка дебютного уик-энда составила гигантские 30 083 доллара с площадки. Из 12,8 млн всей кассы уик-энда почти 11 миллионов дали собственно 300 кинотеатров IMAX. Наработка по ним в 36 667 долларов с экрана превысила аналогичные результаты «Начала» ($ 36 548) и «Форсажа 5» ($ 32 787). Естественно, оба этих фильма стартовали в прокате полномасштабным релизом, но в любом случае такие результаты четвертой «Миссии» не могут не впечатлять. Всячески рекламируя преимущества формата и выпуская фильм на экраны в нем на пять дней раньше полноценной премьеры, студия Paramount Pictures надеялась сделать свой релиз одним из главных событий праздничного сезона. Отличным подспорьем оказались здесь великолепная для блокбастера критика (95 % положительных рецензий), а также прикрепленный к части копий шестиминутный пролог нового «Темного рыцаря». Уже в среду «Миссия невыполнима 4» поступит в общенациональный прокат на экраны 3400 кинотеатров. Стартовавшая неделю назад значительно слабее ожиданий романтическая комедия «Старый Новый год» невыразительно провела и второй уик-энд, завершив его с достаточно тяжелым для декабря падением на 44 %. Картина собрала 7,31 млн долларов и теперь имеет в копилке 24,7 млн после 10 дней проката. Сразу семь участников проката разместились в небольшом интервале чуть больше миллиона долларов на местах с пятого по одиннадцатое. Возглавляет эту плотную группу тоже вышедшая неделю назад комедия «Нянь», у которой 4,61 млн долларов при падении на 53 % во второй уик-энд и 17,9 млн суммарной выручки. 4,2 млн долларов в пятый уик-энд освоила первая часть «Рассвета». Падение на 46 % оказалось практически идентичным шедшему в 2009 году «Новолунию», по графику которого с минимальным отставанием и продолжает идти четвертый фильм франшизы. В его активе 266,3 млн долларов против 274,6 млн у своего предшественника два года назад. Не помогают многочисленные номинации и награды «Хранителю времени» Мартина Скорсезе. В четвертый прокатный уик-энд высокобюджетная кинолента смогла освоить лишь 3,71 млн долларов при падении на 39 % с общей кассой в 39,2 млн долларов. Для потенциального номинанта на «Оскар» и фильма с бюджетом от 150 до 170 миллионов долларов это очень и очень мало. В таком же духе продолжает идти заполучившая 3,55 млн долларов при падении на 45 % «Секретная служба Санта-Клауса». Анимационная лента добыла 38,5 млн долларов за те же пять недель проката. Прибытие прямого конкурента больнее всего ударило по диснеевским «Маппетам». Семейная кинолента лишилась почти половины своей кассы и потеряла сразу пять позиций, собрав 3,52 млн долларов за уик-энд (всего 71 млн). После недели в ограниченном прокате полноценную премьеру провела «Бедная богатая девочка» с участием Шарлиз Терон. Фильм Джейсона Райтмана заработал довольно скромные 3,4 млн долларов в 986 кинотеатрах (3451 доллар с площадки, всего 3,84 млн), финишировав по итогам уик-энда десятым. С таким результатом независимой киноленте будет тяжело справиться с предстоящим на следующей неделе наплывом новых релизов. Получившие сразу пять номинаций на «Золотой глобус» «Потомки» Александра Пэйна освоили 3,27 млн долларов в 878 кинотеатрах и очутились на одиннадцатой строчке чарта (всего 28,6 млн). По сравнению с предыдущей неделей потери одного из фаворитов оскаровской гонки составили всего лишь 25 %. Лидером ограниченного проката вторую неделю кряду остается британская кинолента «Шпион, выйди вон!», собравшая 457 тыс. долларов в 16 кинотеатрах (всего 857 тыс.). Наработка составила 28 549 долларов с площадки. Лишь 3 % от кассы недельной давности потерял расширивший прокат всего на один кинотеатр «Артист». Французская картина освоила 287 тыс. долларов в 17 кинотеатрах при наработке 16 904 доллара с площадки (всего 1,33 млн). Среди нескольких релизов уик-энда определенным кассовым потенциалом обладала лишь «Резня» Романа Полански. Однако неплохо идущая в Европе картина показала довольно средний результат, собрав только 79,8 тыс. долларов в пяти кинотеатрах Лос-Анджелеса и Нью-Йорка. Общая касса фильмов первой десятки чарта составила 106 млн долларов, что на 15 % меньше, чем в прошлом году, когда победил диснеевский проект «Трон: Наследие» (44 млн), и на 17 % меньше, чем два года назад, когда в прокате стартовал «Аватар» Джеймса Кэмерона (77 млн). Последняя партия премьер широкого проката 2011 года выйдет на американские экраны в три этапа — в среду, пятницу и воскресенье. Сначала в среду дебютируют в прокате «Девушка с татуировкой дракона» Дэвида Финчера (2800 кинотеатров) и «Приключения Тинтина» (3000 кинотеатров). Также в этой день перейдет в широкий прокат «Миссия невыполнима 4» (3400–3500 кинотеатров). На втором этапе в пятницу к ним присоединится кинолента «Мы купили зоопарк» с участием Мэтта Дэймона и Скарлетт Йоханссон (3000 кинотеатров). Наконец, в воскресенье, на Рождество, американским зрителям будет предложено еще два фильма. Драма Стивена Спилберга «Боевой конь» примет старт в 2300 кинотеатрах, тогда как фантастический триллер «Фантом» получит ориентировочно 2200 площадок. Для них традиционный кинопрокатный уик-энд будет состоять всего лишь из одного дня показов.
|