Перед празднованием Нового года в российский прокат выходят три ленты, ориентированные на схожие аудитории. Возглавляет уик-энд «Щелкунчик и Крысиный король 3D» Андрея Кончаловского. Менее дорогостоящей по сравнению с этим проектом выглядит даже полнометражная версия мультсериала «Медведь Йоги» от Эрика Бревига. Российская анимация представлена лентой «Три богатыря и Шамаханская царица». «Щелкунчик и Крысиный король 3D» Вена 1920-х годов. Отпрыску богатых родителей (мать — Юлия Высоцкая, а отец — всегда бесподобный Ричард Э. Грант) — маленькой Мэри (Эль Фаннинг) — дядя Альберт (Натан Лейн), внешним видом отчетливо напоминающий Эйнштейна, дарит игрушку-щелкунчика, а также неординарный кукольный домик с тремя фигурками внутри — обезьяной, негритенком-барабанщиком и грустным клоуном. Ночью Щелкунчик оживает на глазах Мэри. Игрушка признается девочке, что на самом деле он был принцем, владения которого присвоил злобный Крысиный король (Джон Туртурро, похожий сразу и на Энди Уорхола, и на Марка Алмонда) с приспешниками, а юного правителя мать захватчика, владеющая колдовскими премудростями, превратила в деревянную безделушку. Соратник Тарковского, автор великолепных экранизаций Айтматова, Тургенева, Чехова и просто выдающихся картин «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж», «Сибириада» и «Поезд-беглец», режиссер Андрей Кончаловский в последние годы ставит достаточно спорные ленты. Если его западные телевизионные работы («Одиссей» и «Лев зимой») были отмечены премиями «Эмми» и «Золотой глобус» и ни у кого не вызывали особых нареканий (как и ориентированный на фестивали «Дом дураков» — интерпретация ленты «Король сердец» Филиппа де Брока), то предыдущая работа мэтра «Глянец» — будто экранизация какого-нибудь гипотетического российского постмодернистского романа (недаром в ленте вскользь как бы прохаживаются по Владимиру Сорокину) — вызвала оторопь у многих критиков, но при этом показала неожиданно хорошие коммерческие результаты. «Щелкунчик и Крысиный король 3D» перещеголял предшественника, кажется, во всем. У последнего фильма мастера куда более солидный бюджет в 90 миллионов долларов и, прямо скажем, нехорошая обозревательская история — в США критики приняли фильм в штыки. Их холодная ответная реакция во многом связана с неприятием попытки создателей угодить всем. «Щелкунчик и Крысиный король 3D» опирается одновременно на Гофмана и на балет Чайковского и старается быть семейным кино с ретрофутуристическим отливом, да еще мюзиклом в придачу. Пытается сочетать в себе легкость и серьезность, а в результате обретает какую-то совсем кэмповую стилистику, что по-своему, конечно, обаятельно, но явно рискованно для крупномасштабного рождественского фильма, ориентированного на широкую публику. Для Андрея Кончаловского это фактически проект мечты. Свои первые мысли о «Щелкунчике» он относит еще к 1960-м, когда делал наработки для подобной и тогда несостоявшейся картины великого британского режиссера Энтони Эсквита. Вернулся к затеянному Андрей Сергеевич только спустя десятилетия. Финансировалась лента отечественными («Внешэкономбанк») и европейскими инвесторами, а местом съемок стала Венгрия. Там были отстроены вполне аутентичные декорации Вены, создан специальный «крысиный» лагерь, где тренировались статисты, играющие солдат армии грызунов, показанной в фильме с прямым намеком на фашистские войска. «Есть своего рода удовольствие в лицезрении звезд, храбро играющих подобный вызывающий материал, но по сути „Щелкунчик 3D“ представляет собой ассамбляж из недоработанных персонажей и недоделанных, а после забытых по ходу действия сюжетных линий», — Таша Робинсон, avclub.com. «Представьте себя смотрящими балет Чайковского только под мескалином», — Питер Хартлауб, San Francisco Chronicle. «Широкоэкранный ремейк балета слишком мрачен для детей», — С. Джоанна Роблидо, Common Sense Media. «Серьезно, кто думал, что это хорошая идея?» — Кристи Лемайр, Associated Press. «Как визионер и мыслитель Кончаловский тоже не особо проявляет себя. Если бы ему было что сказать, можно было бы простить и унылые песни, и провисающие диалоги, и сказочных героев, которые мало того что не живые, так даже и не волшебные», — Петр Фаворов, журнал «Афиша». «Трагикомическая антиутопия здесь соседствует с остатками гофмановского романтизма, а жители миров Жан-Пьера Жёне, Терри Гиллиама и Тима Бертона (от которого „Щелкунчику“ достались два художника) говорят на молодежном сленге и поют голосами Пугачевой и Киркорова», — Дарья Горячева, Газета. ру. «Медведь Йоги» Располагающий правом владения Джеллистоунского парка мэр Браун решает избавиться от принадлежащей ему земли, что означает увольнение сотрудников и грядущую тяжелую жизнь для его обитателей, в числе которых обаятельный медведь Йоги и его племянник Бу-Бу. Чтобы не попустительствовать такой тирании со стороны властей, звери должны объединиться со ставящим им палки в колеса рейнджером Смитом. Один из флагманов студии Hanna-Barbera мишка Йоги возник в конце 1950-х как второстепенный персонаж шоу «Пес Хакльберри» (прямого конкурента Друпи). Отдельный сериал про него запустили в 1961 году. Просуществовав всего-ничего, тот, тем не менее, стал достаточно ярким явлением на фоне откровенно детских и порой просто милых, чем остроумных, остальных творений студии, поэтому историю про Йоги постоянно возрождали в виде новых телеэпопей и даже полнометражного мультфильма «Привет, я медведь Йоги». Там герой инициирует свою поездку из родного Джеллистоунского леса в зоопарк с целью последующей анонимной покражи туристской еды, но вынужден спасать решившую отправиться за ним подружку Синди. Разговор о полноценной масштабной экранизации возник буквально несколько лет назад, когда уже вовсю отшумел и нашел свое пристанище среди видеорелизов киновариант приключений немецкого дога Скуби-Ду, в котором компьютерный пес был совмещен с живыми съемками. По тому же пути пошел и «Йоги», его бюджет равен солидной сумме в 80 миллионов долларов. Киношный вариант известного медведя озвучивает Дэн Эйкройд, в то время как его племянник Бу-Бу говорит голосом Джастина Тимберлейка, начитывавшего роль в одной студии со звездой «Охотников за привидениями», что при создании мультипликационных лент редкий случай. Критики ленту буквально раздавили, упрекая за клишированность, однако некоторые признают, что все-таки с чисто развлекательной функцией это семейное кино вполне еще справляется. «Посредственен до ужаса, но это не тот тип семейного кино, которого вам нужно опасаться», — Джен Йамато, Movies.com. «Ужасный фильм, хуже любого другого среднего семейного фильма», — Кристофер Ллойд, Sarasota Herald-Tribune. «Довольно милый», — Сью Пирмен, Milwaukee Journal Sentinel. «Почему Эйкройд заставил Йоги звучать как совместное дитя Бела Лугоши и Родни Денджерфилда?» — Шон О’Коннел, Filmcritic.com. «Только очень юные и очень нетребовательные зрители могут найти здесь что-нибудь приятное для себя», — Дэниэл М. Киммел, New England Movies Weekly. «Милый детский фильм», — Майк ЛаСалль, San Francisco Chronicle. «Три богатыря и Шамаханская царица» Шамаханская царица вовсю планирует вернуть себе молодость, и, чтобы выполнить задуманное, ей нужно будет охмурить князя Киевского, дабы тот заставил плакать тысячу красавиц. Их слезами она планирует оросить Дерево молодости, которое и позволит злодейке обрести былую стать. Однако в дело вмешиваются всем известные богатыри. Древнерусские легенды, переосмысленные в диснеевско-дримуорксовской традиции, для отечественной анимации превратились в лейтмотив. Героями подобных лент становились князь Владимир и персонажи Леонида Филатова в схожем по эстетике «Федоте-стрельце», но главным успехом можно считать сагу о трех богатырях, нынешним фильмом пришедшую к своему логическому довершению — герои здесь сосуществуют на экране вместе, а не раздельно, как раньше. Причем «Алеша Попович» (которого делал номинант на «Оскар» Константин Бронзит) и «Добрыня Никитич», созданные студией «Мельница» и компанией Сергея Сельянова «СТВ», не стали кассовыми хитами, зато смогли подготовить почву для «Ильи Муромца и Соловья-разбойника», собравшего почти десять миллионов долларов при бюджете в два — успех для чахнущей российской мультипликации просто баснословный. Да и те же «Князь Владимир» с «Федотом-стрельцом», хоть и не снискав коммерческих рекордов, все равно показали определенный уровень востребованности — сборы равнялись пяти и двум с половиной миллионам соответственно. Конечно, после кризисных треволнений определенный спад интереса к отечественной продукции, какого уровня она бы ни была, стал отчетливым, и даже коммерчески достойно выступившие в 2008 году «Приключения Аленушки и Еремы» при своем втором пришествии оглушительно провалились. О денежных результатах «Трех богатырей» Сергея Глезина, продюсера первого полнометражного проекта «Мельницы» «Карлик Нос», загадывать пока рано, но чисто содержательно лента во всем продолжает предыдущие части, будучи тем же юморным постмодернистским мультфильмом, рассчитанным на самую широкую семейную аудиторию. «Четвертый и вроде бы финальный эпизод франшизы про приключения Ильи, Добрыни и Алеши Поповича вышел не хуже предыдущих. По-прежнему полный постмодернистских шуточек (волшебная книга „Поколение Икс“, обращение к богатырям «силовики»), он будет интересен не только детям, но и их родителям. Скорее даже детям он будет интересен в последнюю очередь — уж очень много там шуток про внутрисемейные и межполовые отношения. Зато есть смешной Змей Горыныч, говорящий конь Юлий, китайские шаолини и много песен», — Дмитрий Карпюк, maptype.com. С 30 декабря в отечественном прокате стартует комедия «Выходные». В январе до России доберется «Турист» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка с Джонни Деппом и Анджелиной Джоли в главных ролях, а также «Путешествия Гулливера» Роба Леттермана (идущее предварительными показами) и «Время ведьм» Доминика Сена.
|