После безжизненного начала декабря оживить американский прокат должны были две крупные премьеры, но задача эта не оказалась посильной ни для третьей части переживающего не лучшие времена франчайза, ни для дуэта двух самых популярных звезд Голливуда. Пустившийся в дальнее плавание в бурных водах «Покоритель Зари» растерял большую часть аудитории своих предшественников, заработав лишь 24 млн долларов в 6 500 кинозалах 3 555 кинотеатров. Напомним, что ровно пять лет назад первый фильм «Хроник Нарнии» собрал 65,6 млн долларов за трехдневку, а затем в мае 2008 года «Принц Каспиан» добыл на старте 55 млн долларов в дебютный уик-энд. Показанный сейчас результат куда больше соответствовал «Эрагону» (23,2 млн) и «Золотому компасу» (25,8 млн), причем по количеству проданных за первые три дня билетов обе эти провалившиеся в США киноленты порядком опережали «Покорителя Зари». Примерно 54 % кассы уик-энда было получено с 1 989 кинотеатров, демонстрировавших фильм в трехмерном формате. После колоссального успеха первой экранизации Клайва Льюиса всем казалось, что студия Disney получила в свое распоряжение надежный франчайз, который на протяжении многих лет станет стабильным источником дохода. Действительно, 291,7 млн долларов американских сборов и 745 млн общемировых плюс свыше 350 млн долларов от продаж DVD только в США — такой отдаче от вложенных средств позавидовал бы любой. Вопрос о сиквеле был решен в кратчайшие сроки. «Принц Каспиан» снимался с большим размахом и затратами, не жалели средств и на рекламную кампанию, полагая, что все расходы окупятся с лихвой. Очень тепло принятая американским зрителем рождественская сказка для семейной аудитории превратилась в громкий летний блокбастер с обилием экшна и батальных сцен. Результат оказался поразителен: итоговые сборы в Северной Америке сократились вдвое, значительно похудел и международный капитал. По горячим следам начался поиск причин неудачи, но большинство удовлетворилось простым объяснением о неудачной дате выхода в прокат и высокой конкуренции со стороны других летних блокбастеров. На франчайзе был поставлен крест, но владеющая правами на книги Клайва Льюиса студия Walden Media категорически не желала сдаваться. Эстафету приняла давно уже лелеявшая мечты о своей серии фильмов фэнтези киностудия 20th Century Fox. С помощью налоговых льгот в Австралии затраты удалось сократить до 145 миллионов долларов, значительно скромнее стали затраты на рекламную кампанию. С учетом всего этого наиболее вероятным назывался результат в пределах 35—40 миллионов долларов, но столь крупного нового падения, тем более с переходом в модный нынче трехмерный формат, не ожидал практически никто. Преодолев первый шок от неожиданно слабого старта, руководство киностудии быстро попыталось сместить акценты в сторону традиционной декабрьской стойкости в прокате и достаточно высоких международных сборов. «На домашнем фронте все наши лучшие дни со школьными каникулами и Рождеством еще впереди», — заявил руководитель отдела дистрибуции Крис Аронсон. «Опросы по завершении сеансов показали, что зритель хорошо принял фильм», — добавил также он, говоря о достаточно высокой оценке А- от CinemaScore. Что же касается возможности продолжения франчайза, дать ответ киностудия пока не готова, хотя все независимые аналитики сходятся в том, что шансы на это теперь крайне невелики. Аудитория дебютного уик-энда на 51 % состояла из представителей женского пола, 52 % зрителей были старше 25 лет, и 44 % принадлежали к семейной аудитории. Значительно лучше обстояли дела в международном прокате, где сеансы в 10 141 кинозале на 56 территориях принесли 66,2 млн долларов за уик-энд с общей кассой в 79,8 млн долларов. Парад ведущих кинорынков планеты возглавила Россия с 10,9 млн долларов вместе с допремьерными показами, далее следуют Испания (8,9 млн за две недели), Мексика (7,3 млн), Франция (6,2 млн) и Южная Корея (5,2 млн). Премьеры еще предстоят в Германии, Италии, Польше, скандинавских странах и части Латинской Америки. Не оправдал возлагавшихся на него надежд также триллер с романтическим уклоном «Турист», заработавший за дебютную трехдневку 16,5 млн долларов в 3 400 кинозалах 2 756 кинотеатров. Снятая со стомиллионным бюджетом лента была встречена разгромной критикой (21 % положительных рецензий), поэтому полагаться пришлось исключительно на популярность двух ключевых исполнителей. Не вызвал фильм большого энтузиазма и у простых любителей кино (оценка B от CinemaScore). Показанный «Туристом» результат был несколько лучше, чем у «Киллеров» нынешней весной, но, с другой стороны, слабее, чем у «Рыцаря дня» летом. В карьерах же Анджелины Джоли и Джонни Деппа предыдущими полноценными релизами с более низкой дебютной кассой были соответственно драма «Ее сердце» летом 2007 года и кинолента «Из ада» девять лет назад. По данным прокатчика, аудитория дебютного уик-энда состояла на 55 % из зрительниц женского пола, 53 % были старше лет. Несмотря на явно невысокий результат, руководство Sony Pictures сохраняло полное спокойствие. «С фильмом все будет в порядке, поскольку все будет решаться в мировом прокате», — заявил глава отдела дистрибуции Рори Брюэр. 100-миллионные производственные затраты полностью покрыла независимая компания GK Films, сама же Sony Pictures взяла на себя расходы исключительно на рекламную кампанию и изготовление копий. За свои услуги прокатчика киностудия получит порядка 11—12 % от всех мировых сборов. В международном прокате больших успехов пока тоже не наблюдалось — премьеры на 15 территориях принесли всего лишь 7,4 млн долларов дебютной выручки. Среди остальных фильмов особняком выглядела достойно выступившая принцесса «Рапунцель». Диснеевский мультфильм потерял чуть больше трети от кассы предыдущего уик-энда и занял третье место с 14,3 млн долларов. Стомиллионный рубеж был пройден в четверг, на 16-й день проката, по итогам уик-энда текущая выручка остановилась на отметке в 115,4 млн долларов. Теперь с рождественскими и новогодними праздниками впереди реальной целью дорогостоящего проекта должны стать примерно 175—180 миллионов финальных сборов. В международном прокате анимационная лента заработала 22,3 млн долларов с общей кассой в 78,2 млн (193,6 млн во всем мире). Продолжил свое движение по нисходящей седьмой фильм приключений Гарри Поттера. Касса четвертого уик-энда в 8,48 млн долларов оказалась наименьшей среди всех частей поттерианы, а падение на 50,1 % было несколько худшим, чем в аналогичной ситуации у «Кубка огня» и «Новолуния». В то же время по общей кассе в 257,7 млн долларов за 24 дня проката первая часть «Даров смерти» пока уступает одному лишь «Принцу-полукровке». За пределами США фильм собрал 30,9 млн долларов за уик-энд, увеличив свой суммарный капитал до 521,9 млн международных сборов и 779,6 млн общемировых. Оставшиеся позиции в топ-10 за единственным исключением разобрали затухающие старожилы проката. Невысокая наработка, немногим более 1000 долларов с площадки, не оставляет им практически никаких шансов дотянуть до рождественских и новогодних праздников. Возглавил эту группу заработавший 3,71 млн долларов «Неуправляемый», общая касса которого достигла 74,2 млн долларов после пяти недель проката. Подлинный фурор вновь произвел «Черный лебедь» Даррена Аронофски. Расширив прокат всего лишь до 90 заведений, один из главных фаворитов оскаровской гонки заработал колоссальную сумму в 3,31 млн долларов и поднялся на шестую позицию. Средняя выручка здесь составила потрясающие 36 726 доллара с площадки. Показательно при этом и то, что нынешний результат вышел значительно выше, чем у также считавшейся серьезным претендентом на «Оскар» киноленты «Мне бы в небо» в аналогичный уик-энд ровно год назад (2,39 млн в 72 кинотеатрах). Столь крупный новый успех побудил прокатчика Fox Searchlight перейти к более активным действиям. В следующую пятницу у фильма будет более 800 кинотеатров, что формально означает переход из ограниченного в широкий прокат. За 10 дней показов в копилке сенсационного проекта уже 5,58 млн долларов, но делать какие-либо прогнозы по поводу его кассового потенциала по-прежнему рановато. Седьмое место с 3,17 млн долларов при падении на 48,3 % занял мюзикл «Бурлеск», восьмой с 2,98 млн долларов и падением на 47,3 % стала романтическая комедия «Любовь и другие лекарства». За три недели проката эти фильмы добыли соответственно 32,5 и 27,6 млн долларов. Еще на один шаг к 100-миллионной отметке приблизилась комедия «Впритык», в активе которой 2,58 млн долларов в шестые выходные проката и 94,9 млн общей кассы. Окончательно вытесняемый с трехмерных экранов мультфильм «Мегамозг» стал десятым с 2,53 млн долларов также в шестой уик-энд (всего 140,2 млн). Традицию появления еженедельно нового релиза с феноменальной наработкой в ограниченном прокате продолжила боксерская драма «Боец». Дебютировав в 4 кинотеатрах (два в Нью-Йорке, по одному в Бостоне и Лос-Анджелесе), кинолента с Марком Уолбергом и Кристианом Бэйлом в главных ролях собрала 300 тыс. долларов со средней выручкой в 75 003 доллара с площадки. В отличие от целого ряда других фильмов перехода в полноценный широкий прокат долго ждать не придется — в ближайшие выходные «Боец» выйдет на экраны ориентировочно 2 200 кинотеатров. «Студия Paramount решила, что будет неплохо создать позитивное сарафанное радио вокруг фильма, и пока что все идет очень хорошо», — заявил один из продюсеров картины Дэвид Хоберман. «Я не знаю, насколько это может служить индикатором финальных сборов, но из того, что я видел на первых показах, аудитория полностью полюбила фильм», — добавил он. «Этот уик-энд был потрясающим и является небольшим, но очень важным индикатором того, что фильм будет идти хорошо», — вторил ему руководитель студии Mandeville Films и также один из продюсеров Тодд Либерман. Также в ограниченном прокате драма «Король говорит!» расширила свое представительство на экранах с 6 до 19 заведений. Картина собрала 592 тыс. долларов с высокой средней выручкой в 31 148 долларов с площадки (15-е место, всего 1,52 млн). Экранизация одноименной пьесы Уильяма Шекспира «Буря» освоила на старте лишь 42,4 тыс. долларов в 5 кинотеатрах (8 487 долларов с площадки), существенно подорвав надежды на успешный прокат. Фильм Джули Тэймор был встречен в большинстве своем негативными отзывами критиков и в ближайшие выходные расширит прокат до 20—25 кинотеатров. Индийская комедия «Нет проблем» заработала 242,1 тыс. долларов стандартным для фильмов Болливуда релизом в 84 кинотеатрах. Сдает позиции драма «127 часов», заработавшая 1,01 млн. долларов в 416 кинотеатрах (13-е место, 2368 долларов с площадки). По сравнению с предыдущим уик-эндом фильм Дэнни Бойла лишился 17 кинотеатров, и переход в широкий прокат возможен теперь только в последних числах января, после оглашения номинаций на «Оскар». Пока что за шесть недель 18-миллионный проект собрал 8,25 млн долларов. Общая касса фильмов первой десятки чарта составила 81,6 млн долларов, что на 1 % меньше, чем год назад, когда в широком прокате стартовал мультфильм «Принцесса и лягушка» (24,2 млн), но на 4 % больше, чем два года назад, когда новым лидером стала фантастическая кинолента «День, когда Земля остановилась» (30,5 млн). На следующей неделе на американских появятся три дебютанта. Выходящий в 3D диснеевский проект «Трон: Наследие» получит 3 300 кинотеатров, свыше 3 400 площадок достанется рассчитывающему на семейную аудиторию «Медведю Йоги». Посильную конкуренцию им составит оказавшаяся неожиданно очень дорогостоящей романтическая комедия «Как знать...» с участием Риз Уизерспун, Джека Николсона, Оуэна Уилсона и Пора Радда (2 500 кинотеатров).
|