В американском прокате борются между собой три ленты самой разной направленности: напряженный фильм-катастрофа Тони Скотта «Неуправляемый» с Дензелом Вашингтоном в главной роли, малобюджетная фантастическая лента «Скайлайн» известных мастеров по визуальным эффектам братьев Штраус, а также комедия «Доброе утро» с Харрисоном Фордом и Рэйчел МакАдамс. «Неуправляемый» Двое работников железнодорожной станции, ветеран-инженер Фрэнк и молодцеватый кондуктор Уилл, вынуждены влиться в операцию по остановке километрового состава, который везет в своих цистернах опасные химикаты и авария которого непременно приведет к гибели целого города. «Неуправляемый» — проект многострадальный, не раз бывавший на грани закрытия, но все-таки состоявшийся. Первоначально режиссерское место должен был занять Мартин Кэмпбелл, но его сменил Тони Скотт, как раз к моменту запуска съемочного процесса закончивший новую экранизацию романа «The Taking of Pelham 123» Джона Гоуди (надо признать, не сопоставимую с прекрасной лентой Джозефа Сарджента 1974 года и ненамного превышающую по уровню телевизионную картину 1998 года) с Джоном Траволтой и Дензелом Вашингтоном. Последний актер для режиссера теперь что-то вроде официальной музы: вместе они делают уже пятый фильм, причем первый был снят еще в середине 1990-х («Багровый прилив»), а остальные четыре («Гнев», «Дежавю», «Опасные пассажиры» и «Неуправляемый») — за последнюю пятилетку. Как ни странно, именно Вашингтон временно взял на себя функцию стопора запуска съемочного процесса новой картины. Студия пыталась сбавить затраты на производство фильма с 107 миллионов долларов до 90 (во многом оправдано, ведь последний проект постановщика обернулся коммерческим провалом), урезав гонорары ведущего актера и режиссера. Дензел возмутился, и лента оказалась на грани закрытия, однако в итоге актер все-таки влился в фильм, судя по всему, без ущерба для своего кармана. Не нужно особых размышлений, чтобы увидеть в новом творении Скотта параллели сразу с разными картинами на схожую тему (самый очевидный пример — «Поезд-беглец» Андрея Кончаловского, чья фабула походит на «Неуправляемого» по многим пунктам), пускай и в основе ленты 2010 года лежит реальный случай: в 2001 году в Огайо поезд, две цистерны которого были залиты химическими веществами, используемыми в производстве красок, по воле случая бесконтрольно проехал более сотни километров, и возможность пуска под откос товарняка отпадала изначально. У Скотта эта история драматизирована до предела и превращена в битву двух машинистов с неостанавливаемой машиной, сметающей на своем пути все, что только подумает там появиться. Напарником Вашингтона в таком нелегком деле стал Крис Пайн, прославившийся после роли капитана Кирка в реинкарнации «Звездного пути» и в «Неуправляемом» играющий неопытного кондуктора, противопоставляемого авторами более умудренному герою Вашингтона. «Мы встречались с реальными героями событий — кондуктором Терри Форсоном и инженером Джессом Ноултоном. Они приехали, мы пошли в бар, выпили пару пива и поболтали. Было здорово. Они сказали, что какое-то время были как бы состыкованы друг с другом, в смысле они работали вместе в паре. Что действительно было интересно узнать из этого разговора, так что вот та железнодорожная иерархия, как в фильме, реальна. Мужики постарше, работающие там долгое время, заслуживают определенный уровень уважения. То, что новичок окончил какую-нибудь специальную железнодорожную школу, где его учили делать свою работу, не значит, что он знает все нюансы работы на практике. Они рассказали много историй, когда новичок, придя на работу, решил испытать удачу и показать старикам, как на самом деле делать работу, и в итоге он оказывался в мире боли», — поведал Пайн в интервью. Самое примечательное в отношении «Неуправляемого» заключается в том, что его очень искренне полюбили американские критики, прохладно встречавшие многие последние работы Тони Скотта. «Смотрибельный триллер, которые выполняет свои функции быстро и эффективно», — Дэвид Ньюсэйр, Reel Film Reviews. «В мире, где визуальные эффекты стали стандартом для большинства фильмов, режиссер Тони Скотт прибегает к использованию настоящих поездов, реалистичных экшн-эпизодов и настоящих трюков. И это окупается с лихвой», — Кевин МакКарти, BDK Reviews. «Напряженный, напичканный экшном, бессмысленный триллер, поставляющий чистый заряд адреналина», — Эйви Оффер, NYC Movie Guru. «Тони Скотт выжимал больше напряжения в своих предыдущих картинах», — Итэн Алтер, Film Journal International. «Скайлайн» Молодая пара приезжает в Лос-Анджелес в гости к другу. Изрядно погуляв на вечеринке, устроенной в честь дня рождения принявшего их хозяина дома, герои просыпаются утром от льющегося в окна ярчайшего света, поглощающего одного из гостей. Таким образом на Землю начинается вторжение инопланетных сил, и персонажам в принципе некуда бежать из здания, где они заточены. По многоэтажке вовсю шуруют инопланетные силы, а улицы превратились в развалины, в ворохе которых ни одно лишнее движение не остается незамеченным захватчиками. Творение братьев Штраус «Скайлайн» удачно вписывается в недавнюю линейку картин, снятых за копейки, но при этом выглядящих чисто визуально очень даже уместно по сравнению со многими дорогостоящими голливудскими поделками. Первой ласточкой был «Район № 9» Нила Бломкампа, имевший бюджет всего 30 миллионов долларов и, несмотря на обилие в нем компьютерных эффектов, бывший куда более неординарным, чем его дорогостоящие соперники. Хотя бы в том, что его центральный персонаж — чистый антигерой, неприятный усатый бюрократ, по мере продвижения истории и случившихся с ним бед начинающий вызывать симпатию зрителя. Другой известный пример — фильм «Монстры» Гарета Эдвардса, на чье создание ушли совсем мизерные по любым меркам деньги — примерно 15 тысяч долларов, потраченных на поездку создателей ленты по Мексике (наложение визуальных эффектов обошлось в несколько большую сумму). При этом лента Эдвардса, как «Район № 9», была не так проста и переворачивала с ног на голову ожидания зрителей. Картина британца оказалась скорее мелодрамой, чем научно-фантастической историей, а инопланетные чудовища там использовались исключительно как неожиданный фон, менее тривиальный, чем, например, присутствие героев в зоне, захваченной разного рода повстанцами или наемниками. «Скайлайн» служит связующим звеном между двумя этими проектами, пунктирной линией сквозь которые проходит тот факт, что их создатели — профессионалы, долгие годы занимающиеся компьютерной графикой и решившие испробовать себя в режиссуре. Бюджет картины братьев Штраус (работавших на «Титанике», «Аватаре» и «2012», кроме того, поставивших сиквел «Чужих против Хищника») гораздо меньше, чем у «Района № 9», но и в десятки раз больше, чем у «Монстров» — цифры колеблются от 10 до 20 миллионов долларов, 90 % которых ушли на визуальные эффекты. Именно они являются главным козырем и двигающей силой фильма, несмотря на смешной по современным голливудским меркам бюджет, действительно кажущегося не менее грандиозным, чем некоторые картины Ролланда Эммериха. «Скайлайн» одновременно утверждает тенденцию, что монструозные затраты на компьютерную графику скоро превратятся (если не уже) в мифологему. Другое дело, что, как видно, добиться видеоряда высокого голливудского уровня если и не составляет такого труда, как годы назад, то проработать драматургическую часть — по-прежнему для многих проблема, неистребимая в корне. Сюжетно «Скайлайн» очень уж стандартен (временами, похоже, не чурается импровизации) и определенно не самым лучшим образом использует традиционные схемы вторжение инопланетян, чем вызывает сильное отторжение у американских критиков, разгромивших ленту. «Это такая новая версия „Монстро“, только менее индивидуальная и напряженная», — Ник Шейгер, Slant Magazine. «Один из худших фильмов 2010 года», — Роб Вокс, Mania.com. «Самая скучная картина о вторжении инопланетян за все времена», — Джо Ньюмайер, New York Daily News. «Приятный жанровый образчик, развлекающий все свои 92 минуты и забывающийся вскоре после выхода из кинотеатра», — считают обозреватели Liverpool Echo. «Доброе утро» Телепродюсер Бекки Фуллер (Рэйчел МакАдамс) получает новую работу на престижном канале, где ей предстоит повысить рейтинг домохозяйского телешоу, ведет которое Колин Пек (Дайан Китон). Для этого она приглашает в программу легенду американского телевидения Майка Помероя (Харрисон Форд), хоть и согласившегося на участие, но после превратившегося для проекта в изъедающую его изнутри червоточину: ведущий постоянно острит, хамит и отказывается подчиняться приказам. Последние лет пятнадцать карьера Харрисона Форда двигалась по своеобразной синусоиде, то принося актеру новые успехи, а то и провалы. Если «Самолет президента» Вольфганга Петерсена и «Что скрывает ложь» Роберта Земекиса приобрели славу суперхитов, а «Шесть дней, семь ночей» Айвена Райтмана, «Паутина лжи» Сидни Поллака и «Собственность дьявола» покойного Алана Пакулы оказались проходными в коммерческом плане, то дальше фильмография актера испытывала долгую и протяжную стагнацию, которая, впрочем, прервалась лишь на четвертую часть «Индианы Джонса» и снова продолжилась, кажется, даже усугубившись. Почти все (кроме нового «Индианы», конечно) вышедшие в период 2000-х ленты с участием актера (за исключением, пожалуй, «К-19» Кэтрин Бигелоу — все-таки не столь однозначный проект) ничего стоящего из себя не представляли. «Голливудские копы», «Огненная стена», «Переправа», «Крайние меры» — провал на провале, не вызвавшие восторгов ни у зрителей, ни у критиков. Если бы не проверенный тентпол в виде саги о неутомимом археологе, то неизвестно, что вообще могло стать с карьерой одного из самых кассовых актеров в истории мирового кино. Спродюсированная Джей Джей Абрамсом комедия «Доброе утро» режиссера Роджера Мичелла («Ноттинг Хилл»), сценарий к которой писала Алин Брош МакКенна, набившая руку на всевозможных романтических комедиях (включая недавние хиты «Дьявол носит Prada» и «27 свадеб»), выглядит для Форда потенциальным шансом хотя бы даже слегка реанимировать зашедшую в тупик карьеру. Компанию ему здесь скрашивает, без сомнения, очаровательный дуэт, состоящий из Дайан Китон и Рэйчел МакАдамс, актрис, всегда выгодно смотрящихся в комедийных ролях. Американские критики к фильму отнеслись без особого восторга, но нужно учитывать, что практически к любой рядовой комедии (особенно если в ней проглядывают романтические оттенки), выезжающей за счет звездного актерского состава, они испытывают изрядную долю скепсиса. И на фоне многих лент жанра, вышедших за последнее время, показатели «Доброго утра» выглядят даже выигрышно. «Милая, забавная, клевая романтическая комедия, во многом выигрывающая за счет прекрасной и очаровательной актерской игры Рэйчел МакАдамс». «Вполне забавная эксцентричная комедия, вызывающая удивительно немалое количество смеха», — Сьюзан Грейнджер, SSG Syndicate. «Комедия, оказавшаяся гораздо лучше и приятнее, чем я предполагал», — Джим Джуди, Screen It! «МакАдамс здесь, как всегда, искрометна, но даже она не может спасти такую слабую комедию», — Дж. Р. Джонс, Chicago Reader. «Форд был смешнее в „Крайних мерах“, чем здесь. А ведь это был фильм о смертельно больных детях», — Рене Родригез, Miami Herald. С 19 ноября в американском прокате стартуют новый «Гарри Поттер», лента Пола Хаггиса «Три дня на побег» и последняя работа прославленной французской постановщицы Клер Дени «Белый материал».
|