Невыносимая тяжесть бытия. рецензия на фильм Гроздья гнева, The Grapes of WrathАмерика — величайшая страна в мире. Страна с развитой демократией, неограниченными возможностями и самой известной в мире «фабрикой звезд». Страна, опережающая многие государства в своем развитии на долгие годы вперед. Страна, куда ежегодно приезжают сотни тысяч людей со всех уголков земли, чтобы испытать свое счастье. Соединенные штаты представляются им тем благодатным краем, где, усердно трудясь, даже нищий может стать миллионером. Но были и у Америки тяжелые периоды в истории, о которых она вряд ли захочет вспоминать. Каких-то 75—80 лет назад Великая американская депрессия унесла жизни тысячи людей. Люди умирали от голода, не сумев найти работу из-за повальной безработицы. Те же, кому удавалось найти заветное рабочее место, становились марионетками в руках сильных мира сего, которые могли издеваться над своим рабочими, не выплачивая им положенные дивиденды. У несчастных людей не было ни сил, ни желания бороться с системой, вот и приходилось вкалывать за гроши, ведь дома их ждали голодные жены и дети. Картина Джона Форда «Гроздья гнева» как раз об этом нелегком периоде американской истории.
Хотя по началу кажется, что фильм совсем о другом: отбывший четыре года на каторжных работах Том Джоуд возвращается домой. Добравшись до родной фермы в Оклахоме, он надеется увидеть и обнять свою семью. Но он не находит ее там — местный священник сообщает Тому, что его семья разорена, а земля на которой он вырос, теперь принадлежит местным богачам. Гонимые кризисом фермеры отправляются на поиски лучшей жизни в Калифорнию, где по слухам есть работа и платят хорошо. Однако и там, в стране апельсинов и дикорастущих пальм, семья Тома не находит счастья. Обещанные рабочие места оказываются давно занятыми, а работодатели — грязными, двуличными скотами, наживающимися за счет рабсилы честных людей. Переезжая из одного переселенческого поселка в другой, наши герои постоянно испытывают лишения во всем — от еды и жилья до морального унижения, но вместе с тем обретают уверенность в себе и постигают прочность семейных уз.
На тему выживания во времена Великой американской депрессии было снято множество фильмов (из последних необходимо выделить «Нокдаун» Рона Ховарда), но только картине Джона Форда, поставленной по одноименному роману Джона Стейнбека, удостоенному Пулитцеровской премии, удалось максимально точно передать дух того времени. На примере отдельно взятой американской семьи, режиссер разворачивает перед нами историю целого поколения, не жившего, а скорее влачившего свое жалкое существование в условиях, которые ему не приходилось выбирать. При просмотре фильма чувствуется, с какой любовью и нежностью Форд относится к главным героям, и с какой антипатией — к тем, кто становится у них на пути: чиновникам и полицейским в этом фильме хочется дать под дых, настолько они мерзки и неприятны. Эпический размах картины и ее авторская направленность не остались без внимания — Академия наградила Джона Форда Оскаром как «лучшего режиссера года», оставив, к примеру, не у дел самого Альфреда Хичкока с его легендарной «Ребеккой».
Что касается актерской игры, то не сказал бы, что она в фильме идеальна. Некоторые актеры весьма сильно переигрывают (в 40-е годы такая манера исполнения считалась общепринятой), что слегка режет глаз, но в тоже время не могу не отметить молодого и как всегда правдивого Генри Фонду, а также Джейн Даруэлл, играющую его мать. Эта женщина — сердце фильма (те, кто смотрел, думаю, согласятся со мной). Актриса заслуженно получила Оскар за «лучшую женскую роль второго плана».
«Гроздья гнева» — не похож на те вестерны Джона Форда, которыми он так прославился на весь мир (вспомнить хотя бы «Дилижанс», «Моя дорогая Клементина», «Искатели»), где каждые десять минут кто-то погибал, а от сюжетных поворотов сводило дыхание. Перед нами мудрое, вдумчивое кино, чей размеренный, неторопливый темп, заданный на протяжении двух часов экранного времени, компенсируется по окончании финальных титров весьма приятным послевкусием. А послевкусие — это знак качества фильма.
Не исключено, что зритель может оказаться во власти апатии фильма, но это не страшно — Форд задумывал картину именно такой, депрессивной, как мысли самоубийцы, лишенной всяческих иллюзий и счастливого хэппиэнда, в которой будут умирать старики и священники, а полицейские — стрелять в мирных граждан. Потому что «Гроздья гнева» это не сказка о волшебнике из страны Оз — это суровая правда жизни, где если не прошлое (в отличии от большинства фильмов), то настоящее может уничтожить человека. Старая как мир истина о том, что человек человеку волк, сегодня в эпоху глобального мирового кризиса, становится как никогда актуальной. Жизненный путь, каким бы тяжелым он не был, на то и есть путь, который нужно пройти каждому самостоятельно, чтобы через потери и невзгоды стать на чуточку сильнее, чем прежде, и который как говаривал небезызвестный персонаж из «Матрицы», даже зная наперед, можно пройти иначе.
8 из 10
рецензия на фильм Гроздья гнева, The Grapes of WrathГроздья Гнева, Джона Форда по праву считается одним из лучших американских фильмов и самым лучшим фильмом про времена Великой Депрессии в Америке.
Начинается все довольно таинственно Том Джоад возвращается в родной городок в Оклахоме, после 4 лет каторжных работ, но все воскруг по другому, мрачно, пусто, дует сильный ветер и даже небо в сплошных тучах возвещает что то не доброе.
Фильм очень реалистичный и жесткий, правдиво показывает всю безысходность с которой столкнулись простые люди из среднего запада, которых лишали своих земель, с безработицей и несправедливостью. Но тем не менее наполнен огромным состраданием и даже в какой то мере вдохновляющий. Момент в первой половине, когда семья главных героев заходит купить хлеба в какое то придорожное заведение, заставил меня прослезиться, что последнее время было не часто. Не нужно забывать о милосердии даже в самые сложные времена, вот чему так вдохновляюще учит этот момент, все добрые дела и помощь нуждающимся рано или поздно вернуться в гораздо большем размере.
Калифорния еще со времен Золотой Лихорадки считалась Золотым Штатом, землей где то на западе, где исполняются все мечты и надежды, но не так то просто было в первой половине 20-ого века вот так все бросить и уехать туда, поэтому запад США всегда заполнялся либо самыми волевыми и целеустремленными, либо теми, кому нечего было терять.
-Бабуля смотри, вот она… Калифорния (вырисовывается пустынный пейзаж) - Пфф...
К слову, кино это так же очень семейное, для настоящей крепкой семьи любые преграды кажутся легче, но когда в стране царит хаос, когда у людей отбирают их земли, когда вокруг одно сплошное унижение, любая даже самая крепкая семья способна развалиться, забота о семейном очаге, должна идти от государства, которое должно предоставлять людям возможность быть сплоченными. Об этом и говорит ближе к концу Мама Джоад, душа семейства, в блестящем исполнении Джейн Дарвелл, заслуженно получившая Оскара за эту роль, в одном только ее взгляде вырисовывается все, что чувствует ее героиня, а момент прощания с сыном, когда он уходит все дальше и возможно она никогда его больше не увидит, вообще душещипательный. Но не только Джейн Дарвелл и Питер Фонда сыграли в фильме блестяще, все актеры от главных героев до полицейских охранников играли очень правдоподобно и никто даже на секунду не переигрывал, реалистичность такой игры очень не свойственна для кинематографа тех лет, взять хотя бы главного конкурента за год Ребекку Хичкока, там актеры словно только с театральных репетиций пришли и еще не успели из образа выйти.
Это великий фильм, и не типичный для Джона Форда (по крайней мере судя по тем фильмам, что я у него видел). На мой взгляд это даже плюс, что он вышел уже когда Великая Депрессия была в прошлом и наступали времена процветания (отнюдь не временного). Помимо 7-ми номинаций на Оскар из них двух побед, Гроздья Гнева вошли в список Американского Института Кино (AFI) 100 величайших американских фильмов в 1998 и 2007 году (на 21 и 23-м местах соответственно), а так же в 100 самых вдохновляющих фильмов в истории американского кино, а Том Джоад сыгранный Питером Фондой был поставлен на 7 место в списке лучших героев по мнению все того же AFI`s 100 Years… 100 Heroes and Villains.
Кстати в серии Южного Парка «Over Logging» в той где исчезает интернет можно увидеть, как не без чувства юмора была обыграна сцена из Гроздей Гнева, та сцена, которой предшествовала песня I`m going down the road feeling bad в лагере $50 (camp $50).
10 из 10
Американская мечта в условиях Великой Депрессии. рецензия на фильм Гроздья гнева, The Grapes of WrathПрочитав роман Стейнбека, просто не могла не обратить внимание на этот фильм. Более того, узнав, что роль главного героя исполняет замечательный Генри Фонда, постаралась поскорее его увидеть.
Фильм вышел на экраны в 1940 году, через год после публикации самого романа, был номинирован на Оскар в 7 номинациях и получил 2 награды: за лучшую женскую роль второго плана (Джейн Дарвелл) и за лучшего режиссёра (Джон Форд).
Говорят, что те, кто перед просмотром читал роман, обычно бывают немного разочарованы, но я считаю это нормальным для экранизации. Это вполне в порядке вещей хотя бы потому, что литература и кино — это разные виды искусства, у них разные приёмы и возможности, это две большие разницы. Тем не менее, фильм мне понравился, хотя, ещё раз скажу, что тут не следует ждать дословного отражения романа. Даже финал изменён в лучших традициях Голливуда — всё должно закончиться хорошо, а если и не так, всё равно должна оставаться Надежда (именно с большой буквы «Н»).
Ведь так было ещё с самого начала американского кинематографа, это стало одним из его принципов (по крайней мере на классическом этапе): человек сильнее обстоятельств, а американская мечта ведёт за собой и по сей день миллионы людей.
Действие происходит во время Великой депрессии, когда после биржевого краха огромное количество жителей США остались без средств к существованию. В южных штатах случилась засуха, изменились принципы ведения сельского хозяйства. Тысячи беженцев хлынули в Калифорнию в поисках лучшей жизни, стали так называемыми «оки»:
- Оки? А что это значит? - Раньше значило — «оклахомец». А теперь — просто сукин сын. Что Оки, что бродяга — все равно. Само по себе это слово ничего не значит, вся суть в том, как они его выговаривают (Стейнбек «Гроздья гнева»)
Но оказалось, что и в Калифорнии им нет места. Начались постоянные скитания по разным лагерям для переселенцев, тяжёлая работа за считанные центы. Герои «Гроздьев гнева» приехали работать на плантации, чтобы собирать фрукты, но таких же «будущих работников» оказалось чуть ли не в разы больше, чем требуется. Оказалось, что их трудный путь через пустыню в разваливающемся на части грузовичке, их борьба за выживание, может быть напрасной.
Когда они устраиваются собирать персики, им обещают платить 5 центов за ведро. Собирают все: взрослые, дети, беременная Роза Сарона (Доррис Баудон). Собирают, чтобы выжить. Через некоторое время им начинают платить уже 2,5 цента, но у них просто нет выхода. Уезжают они только тогда, когда возникает реальная угроза: все ищут Тома (Генри Фонда), убившего человека. Они начинают скрываться от погони, им встречаются и хорошие люди, но они тоже не многим могут помочь семье. В конце концов, Том принимает решение уйти, чтобы не подвергать опасности остальных, ведь самое главное — это не деньги, самое главное — это семья и близкие люди.
Мать (Джейн Дарвелл) не хочет отпускать его, но в глубине души понимает, что это единственный выход. Она не знает, увидит ли его вновь, догонит ли его полиция, или всё обойдётся. Ей и всей семье остаётся только жить дальше, так же скитаться в поисках работы и надеяться на лучшее.
В книге даже надежде места не остаётся, а над героями смыкается тьма.
Безусловно, оценивая этот фильм сегодня, нужно сделать скидку на то время, в которое он был снят. Но даже это не умаляет достоинств фильма — игра актёров и передача духа эпохи на очень высоком уровне.
«В душах людей наливаются и зреют гроздья гнева — тяжлые гроздья, и зреть им осталось уже недолго» рецензия на фильм Гроздья гнева, The Grapes of WrathКнигу Джона Стейнбека «Гроздья гнева» я прочёл две недели назад. Она произвела на меня очень глубокое впечатление и сразу вошла в число любимейших литературных творений. Невероятная по своей трагичности и пронзительности история. В ней есть всё: любовь и ненависть, преданность и предательство, мужество и трусость. Но более всего меня поразила в «Гроздьях гнева» человеческая глупость и бессердечность. Из-за них огромное количество людей потеряли всё, что имели, и превратились в растерянных и угнетаемых странников, которые не знают, когда и как окончится их горестное путешествие.
При этом поражает абсурдность всего происходящего. Людей выгоняют с их земель просто потому, что кто-то так решил. Но кто? Узнать об этом им так и не удаётся, поскольку конца у этой цепочки нет. И бедные люди, готовые умереть за свою землю, не знают, против кого им бороться, в кого стрелять… В Калифорнии повсюду расстилаются благодатные необработанные земли. Если ими заняться, то можно вырастить богатый урожай, завести собственное хозяйство и кормить семью. Но трогать эти земли нельзя — запрещено законом! Вместо этого люди вынуждены смотреть, как умирают их жёны и дети, а они ничего не могут поделать.
Абсурдно. Глупо. Чудовищно. И «в душах людей наливаются гроздья гнева — и зреть им осталось уже недолго».
На примере одной семьи Стейнбек очень правдиво и реалистично изобразил всю трагедию Великой депрессии. Ты настолько сближаешься и сродняешься с героями книги, что вместе с ними переживаешь все горести и радости их нелёгкой жизни. Вместе с ними катишь по бесконечной дороге в трясущемся грузовике, рядом с ними жуёшь скудную и редкую пищу, бок о бок с ними даёшь отпор агрессивным полисменам. И всё надеешься, что им удастся обрести новый дом и вновь начать спокойную жизнь…
Сразу после прочтения «Гроздьев гнева» я решил посмотреть экранизацию этой потрясающей истории. Радовало то, что Джон Форд снял свой фильм сразу же после выхода книги — роман увидел свет в 1939 году, а экранизация появилась в 1940-ом.
Картина получилась под стать фильму — очень реалистичной и проникновенной. Дух книги чувствуется в каждом кадре, в каждом слове и жесте героев. И взято из блистательного творения Стейнбека самое главное — оттого-то история и на экране выглядит такой же цельной, как на бумаге.
Это первый фильм с участием Генри Фонды, который я видел, и его игра произвела на меня самое приятное впечатление. Настоящий Том Джоуд — лучше просто не найти! Простой, немногословный, где-то грубоватый, но при этом — в высшей степени порядочный и всегда готовый прийти на помощь семье. Возвращаясь из тюрьмы, Том мечтал о спокойной жизни, а вместо этого попал в бешеный круговорот Великой депрессии. Но роптать не в его натуре — он стойко переносит все невзгоды и твёрдой поступью идёт навстречу своей судьбе.
Джейн Дарвелл я ранее видел в «Унесённых ветром», но там у неё была совсем маленькая роль. В «Гроздьях гнева» она сыграла поистине гениально. Думаю, на данный момент эта лучшая роль второго плана в кино, которую мне доводилось видеть.
По сути, именно на плечи миссис Джоуд ложатся все заботы о семье. Отец так и не может поверить в реальность произошедших перемен, дядя Джон просто плывёт по течению, Роза Сарона всё время думает о благополучии своего будущего ребёнка, Эл мечтает поскорее начать самостоятельную жизнь. Единственная опора матери — это Том, но его энергию и способность помочь порой сдерживает риск вновь оказаться в тюрьме… С тех пор, как Джоуды остались без крыши над головой, именно мать стала главой семьи. И тот факт, что слово женщины, а не мужчины отныне в семье решающее, в очередной раз очень ярко показывает весь масштаб трагедии Великой депрессии.
Все вокруг удивляются, откуда у матери столько сил — ведь раньше она была такая спокойная! Наверное, миссис Джоуд и сама не сможет ответить на этот вопрос. Она просто очень любит свою семью и делает всё, чтобы её родным было хорошо. Семья для неё — главная ценность жизни. Потеряна родная земля, но ведь семья осталась! Мать — единственная из всех Джоудов, кто замечает, что семья разваливается, и всеми силами пытается её сохранить. Конечно, им тяжело, но, пока они вместе, им по силам одолеть любые трудности.
Ещё один интересный персонаж — это проповедник Кэйси, которого прекрасно сыграл Джон Кэррадайн. Правда, Кэйси говорит, что он бывший проповедник, ведь истинные священники знают, почему происходит любое событие в мире, а он только пытается в этом разобраться. Но, как бы то ни было, Кэйси очень помог Джоудам, и особенно Тому, понять многие важные вещи…
Очень важно, что Стейнбек показывает: даже в такие тяжёлые времена есть люди, готовые протянуть руку помощи обездоленным. Только это будут не зажиточные толстосумы — нет! А такие же, как и они, бедные люди. «Сколько раз я уже убеждалась, — говорит мать, — если тебе нужна помощь, иди к беднякам».
Концовка книги потрясла меня до глубины души. В фильме она немного другая, но смысл и дух финала сохранён. Как и в случае с «Унесёнными ветром», книга и фильм «Гроздья гнева» для меня теперь неотделимы друг от друга и являются единой, великолепной, навсегда запавшей мне в душу историей.
10 из 10
рецензия на фильм Гроздья гнева, The Grapes of WrathНаверно, экранизация и перенесение на экран классических литературных произведений-это достаточно трудное и ответственное дело. Представьте, вы режиссер и сценарист своего фильма, вы сами придумали историю, которая воплотится на экране, никто не посмеет вас упрекнуть в неверной трактовке сюжета, заведомом искажении фактов и неправильной последовательности(ведь никто не знает как должно быть на самом деле). Как режиссер преподнес нам историю, так мы ее и принимаем. Ну а если режиссер берется показать нам то, что написано автором, то что каждый из нас способен прочитать и представить себе в своем воображении таким образом, как ему захочется. А после прочитанного мы видим воплощение книжного источника на экране. И слава духам, если это качественная экранизация, совпадающая хотя бы частично с нашим воображением.
Вот именно такая ситуация постигла меня. Купил и прочитал книгу американского писателя Джона Стейнбека «Гроздья гнева»,написанную в 1939 году и мгновенно ставшую бестселлером. На меня лично она произвела огромное впечатление. Роман очень четко описывает историю и злоключения семьи Джоудов. Читается очень легко и на одном дыхании, хотя сюжет весьма трагичен и жесток.
После прочтения книги, зная что существует одноименный фильм Джона Форда, снятый через год после публикации романа, не смог проигнорировать его и взялся посмотреть. Меня сначала очень порадовало, что киноверсия снята «по горячим следам». Значит, решил я, она будет хорошей и полной.
После же просмотра я остался в некоем замешательстве(посему и рецензия получилась нейтральная, а не положительная). С одной стороны, сказать что фильм у Форда не удался нельзя. Режиссер действительно изрядно постарался приблизиться к оригинальному тексту. Актеры(а здесь Генри Фонда еще молодой и не потасканный), тоже не подкачали, хотя иногда и проскальзывает чувство, что они не до конца вжились в свои роли. Но есть все же один большой недостаток в этой ленте… это концовка!
У Стейнбека она великолепна и пугающе безысходна одновременно. Люди, ищущие счастья в богатых южных штатах Америки, не найдя для себя утешения, остаются у разбитого корыта, теряют все и не преобретают ничего. Это главный лейтмотив всего произведения. Однако, Джон Форд скорее всего, просто не мог показать фильм с трагическим концом(американцы их очень боятся до сих пор, предпочитая снимать предсказуемые хеппи-энды). Он выкрутился довольно банально-просто съехал на отвратительный пафос, совершенно неуместный.
Но я не ругаю этот фильм, понимая, что американцы и трагедия в финале фильма-вещи не совместимые! Остается лишь предполагать, как бы сняли этот фильм итальянские неореалисты, к примеру Витторио Де Сика или Роберто Росселини…
Оценку не снижаю
10 из 10
А книга лучше… рецензия на фильм Гроздья гнева, The Grapes of WrathПо горячим следам
Вчера перед сном мне довелось посмотреть фильм «Гроздья гнева», режиссера Джона Форда. Во время просмотра невольно сравнивал происходящее на экране с событиями, описанными в одноименном романе Джона Стейнбека, с тем, как я все представлял, читая. Генри Фонда и Джейн Дарвелл справились со своими ролями хорошо. Оскар Джейн Дарвелл получен заслуженно, образ матери семейства показан замечательно, можно сказать, что такой я ее и представлял, читая книгу. Невероятно сильный, со временем закалившийся характер женщины, передан все же не в полной мере. Все-таки это кино, и многие детали были упущены. Теперь об этом подробнее… Прекрасно понимаю, что в два часа фильма не вместить весь роман, все мелочи и подробности, но создатели фильма явно перестарались, сокращая его и меняя местами сцены развития событий. Много вопросов копилось по мере просмотра фильма (где же то, где это, а как же с тем…?), многого из книги я так и не увидел. Были моменты, когда хотелось нажать на «Стоп» и завершить просмотр в знак протеста и возмущения, но желание узнать, как же все закончится тут, меня останавливало.
«Мы — люди»
Цензура в Голливуде была и в те времена, да это так. Не могу знать, хотел ли режиссер донести до зрителя всю атмосферу романа в полной мере, или ему просто не дали этого сделать, но факт остается фактом. Джон Форд не осмелился показать то, что было описано в романе Джона Стейнбека, передать всю его суть, весь трагизм происходившего тогда, все горе, отчаяние людей, копившуюся злобу. По сути, он показал зрителям лишь веру людей в то, что все изменится к лучшему, настанут другие времена.
Итог
Фильм оставил неоднозначное впечатление. Не прочитай я роман «Гроздья гнева» до просмотра, думаю, фильм бы мне понравился. Теперь же я получил чувство легкого разочарования от увиденного на экране. Сглаживает это лишь хорошая игра актеров и картинка, неплохо переданный дух того времени. Тем, кто не читал книгу, фильм посмотреть советую. Если же вы хотите в полной мере ощутить всю атмосферу событий, происходивших в годы Великой депрессии в США, прочтите лучше книгу, впечатлений и почвы для размышления будет гораздо больше.
4 из 10
California Dreamin’ рецензия на фильм Гроздья гнева, The Grapes of WrathЭта полностью провальная экранизация романа-обладателя Пулитцеровской премии, наравне с чуть более удачной экранизации «Убить пересмешника», занимает значимое место в «золотом пантеоне» США. Так же обладает двумя Оскарами за режиссуру и лучшую женскую роль второго плана (хотя тут сразу возникает невольный вопрос, если мать семейства Джоудов это второплановая женская роль, то кто же тогда на первом плане?), причем именно из-за плохой режиссуры и образу матушки Джоуд фильм мне опротивел. Был удостоен номинации и Наннэлли Джонсон, отвечавший за адаптирование сценарии. Тут уж извините, не выдержу и скажу, что за такую адаптацию не то, что награждать нельзя, за такое «руки отрубить» мало.
Ленту «Гроздья гнева» еще можно смотреть, не читая книгу, но если книга прочитана, то просмотр фильма превращается в нескончаемую «выжималку гнева». Сценарист не только убрал огромное количество второстепенных персонажей, хотя при немалом хронометраже, не вдаваясь в пространственные монологи и диалоги (все же это фильм и дословные 2—3 страничные выдержки вставлять было не обязательно!), можно было уместить всех персонажей. Более того, сценарист нарушил ход действия романа.
Но все эти недочеты были бы простительны, если бы не концовка… она ужасна! Вместо того, чтобы взять концовку из романа, которая по-моему мнению является одной из самых мощных не мистических концовок существовавших когда-либо, сценарист закончил все выдернутым из романа монологом, который в фильме приобрел тошнотворный пафос.
Автор романа «Гроздья гнева» писал в одном из своих писем:"… Плохой роман должен развлекать читателей, средний — воздействовать на их чувства, а лучший — озарять им путь». Этот принцип распространяется не только на романы, но еще и на фильмы. А в данном случае фильм таков, что его и плохим нельзя назвать, ибо совершенно не развлекает, единственный подобающий эпитет для фильма — производное прилагательное от самого популярного русского слова из трёх букв.
Подводя итог скажу, что фильм «Гроздья гнева» отличный пример того, что Голливуд 40ых годов еще был не готов выпускать фильмы, которые открыто порицают существовавший американский быт, и поэтому продолжал бесконечными потоками выпускать разнообразный «шлак» на основе книг.
3 из 10
|