Черный жеребец возвращен (The Black Stallion Returns) рецензия на фильм Возвращение черного скакуна, The Black Stallion Returns… 1947 год, Нью-Йорк. Алек Рэмзи (Келли Рено) спокойно живет у себя дома, вместе с любящей матерью (Тери Гарр). В конюшне — жеребец «Блэк» — победитель на недавних скачках. Конь для Алека дороже всего на свете. Но добрый и уютный мир, окружающий мальчика, внезапно рухнет. Вскочив ночью с постели, он увидит пылающую конюшню, Вытащив коня из пламени, Алек столкнется с несколькими арабами, заявившими, что конь — их собственность. Связанный по рукам и ногам мальчик будет беспомощно наблюдать, как «Блэка» увозят. В разговорах похитителей он услышит слова «Вади Драа» и «Касабланка» и как только освободится — кинется в погоню, пусть надежды нет никакой. Кто пойдет «на край света», чтобы спасти коня? Только мальчишка. Добрый и отчаянно храбрый мальчишка. Не понимающий, что это невозможно. В карманах у него бронзовая фигурка лошади и перочинный нож. С собой на дорогу — одно яблоко. Алек «зайцем» проберется в самолет, летящий до Касабланки. К несчастью, оказавшись в Марокко, он встретит Кера — одного из похитителей. Парня обманом завезут далеко в пустыню и выбросят из машины. Он выживет и отправится в долгое путешествие через пески. Где в одиночку, где в компании нового друга — араба по имени Радж (Винсент Спано). Алек дойдет «до края земли», отыщет «Блэка», но столкнется с тем, что гораздо серьезней, чем переход пешком через Сахару…
Продолжение фильма «Черный жеребец». Успех первой части был фантастическим. Достаточно сказать, что автограф у Келли Рено просил даже экс-президент США Ричард Никсон. «Сиквел» сняли через 3,5 года. Съемки проходили в Марокко и Иордании — в настоящей пустыне. Тяготы, как на съемках «Лоуренса Аравийского». Жара днем, мороз ночью. Если присмотреться -в сцене, где Алека хватают табунщики, у всех изо рта идет пар. Один из двух коней, игравших «Блэка» — знаменитый египетский чемпион «Эль Мухтар» не выдержал.
Переписывали сценарий, музыку. Например, фанфары в финале добавили за неделю до премьеры. Сюжет фильма очень необычен. Отправившись в Африку с твердым намерением вернуть себе жеребца, Алек неожиданно оказался втянут в соперничество двух арабских племён. Чудом получив коня, мальчик вдруг поймет, что интересы «Блэка» важнее его собственных. Что жеребцу лучше в пустыне, откуда он родом. В результате получился удивительный фильм. Подростковый по форме, и абсолютно взрослый — по сути.
Фильм очень «цепляет» эффектом присутствия. Огромной любовью Алека к «Блэку», силой чувств. Роль Келли Рено великолепна. Его Алек одновременно безрассудно храбрый, и поразительно беззащитный. Беззащитный от понимания, что в мире, в который он попал, жизнь человека (тем более жизнь лошади) не стоит совсем ничего. Очень трогательный своей беззащитностью. Келли Рено придавал большое значение этой роли, отказавшись ради нее от съемок в нескольких фильмах. «Для меня она важнее любых денег» — написал он матери.
Достаточно посмотреть несколько сцен, чтобы понять это. Сцены, где Алек выводит «Блэка» из горящей конюшни, где кричит арабам: «Вы не отнимете его у меня!». Сцену в оазисе Саали, когда Алек во второй раз столкнется с Кером, и на издевательское: «Вернись! От меня не уйдешь! Я же твой друг!» — выкрикнет: «Будь проклят!». Встречу Алека с «Блэком»… Оценить все это можно в английской версии. Купив DVD, я был приятно удивлен, услышав не только удивительный голос мальчика, но и несколько его слов, почему-то выброшенных из перевода. Так же хорошо сыграл Ферди Мэйн (Абу Бен Ишак). Запомнился Вуди Строуд (Меслар). Винсент Спано (Радж) показался излишне холодным. Но может так и нужно, чтобы он стал контрастом Алеку? Аллен Гарфилд (Кер) разочаровал. Мне хотелось увидеть зловещего, жуткого Кера. Вроде роли Конрада Вейдта в «Багдадском воре». А ничтожный и циничный негодяй, сыграный Гарфилдом, смог бы обмануть только такого простодушного и чистого человека, как Алек. Но может так и задумано?
В русских переводах (отсмотрено три), некоторые сцены «провисают» (пример — нападение Уруков на Меслара). Но это в переводах, не в подлиннике. Считают, что второй фильм слабее первого. Это не совсем так. Первый фильм безупречен. Изображение, музыка, игра актеров — равноценны. В «сиквеле» большую нагрузку несут музыка и эмоции актеров. В закадровом переводе это частично теряется. Идеальный перевод — субтитрами. В любом случае смотреть вторую часть стоит, и не один раз. Хотя бы из-за удивительно прекрасных сцен в пустыне, напоминающих «Лоуренса Аравийского», и особенно из-за потрясающего финала. От изумления: «Зачем Алек сделал это!?». И пришедшего в голову позже: «Как хорошо, что он так поступил».
Вторая часть не имела большого зрительского успеха. Скорее всего из-за общей «минорной» направленности. Если первая часть дилогии это «водопад из счастья», то вторая похожа на «вино, солёное от слез». Фильм очень искренний и удивительно поэтичный. Похож на мираж в пустыне. На что-то нереальное, зыбкое, что может исчезнуть в любую секунду. Для меня он — один из самых прекрасных фильмов, что я когда либо видел. Рекомендую всем.
Язык просмотра — английский, субтитры — английские.
P.S. О неосуществленной 3-й части. В 1986г. хотели снять окончание истории — по книгам «Сын Черного жеребца» и «Черный жеребец и Сатана». В ней Алек, уже взрослым, вернулся в Африку за «Блэком», получил его, и второго коня «Сатану» (жеребенка «Блэка» и «Джохар» — белой лошади). Не удалось. Сценарий был написан, но летом 1985г. Келли Рено попал в автокатастрофу.
Проведя восемь месяцев в больнице, и выздоровев, парнишка понял, что никому больше не нужен. «Голливуд забудет вас очень скоро» (из интервью 2001г.). Узнав, что Келли Рено не сможет сыграть Алека, Уолтер Фарли запретил экранизацию.
10 из 10
|