Единожды солгав рецензия на фильм Без свидетелей, Трудно понять произведение искусства, если оно не касается тебя лично, не будит твоих ощущений и воспоминаний. Воспринять и оценить можно, понять и принять — сложно. Но бывает и так, что книга, картина, фильм, не соприкасаясь с нашей собственной историей, потрясают, заполняют наше сознание и навсегда меняют нас. Вот таким произведением и стал для меня фильм «Без свидетелей». Трудно найти подходящие слова, но и тех, которые найдешь, не может быть много.
В фильме «Без свидетелей» Никита Михалков объединил литературность «Неоконченной пьесы для механического пианино», лиричность «Очей черных», эпичность «Своего среди чужих…», гротескность «Родни», трагизм «Утомленных солнцем» и интимность «Пяти вечеров». Эта история, рассказанная в советских декорациях, могла произойти (и происходила) в любое другое время, в другой стране, в другой обстановке. Это история не об анонимке, не о разводе, не о шантаже. Это история человека, погубившего свою душу предательством, которое продолжалось до тех пор, пока обман и страх не иссушили сердце, не стерли всякое воспоминание о любви, верности и достоинстве. Это история разрушения, которое ничто больше не в силах скрыть, которое само себя обнаруживает при первой же возможности. Это история страха разоблачения, у которого не осталось больше ни сил, ни желания искать для себя оправданий.
Как подлинный поклонник советского кинематографа, я никогда безразлично не воспринимала творчество Михаила Александровича Ульянова. Его герои, исполненные достоинства и силы, это как биография идеального героя, которого мечтало создать советское общество. Как, наверное, рад был вырваться артист из привычного образа человека правильного и сильного, для которого роли маршала Жукова и Егора Трубникова стали наиболее ярким воплощением. «Без свидетелей» — бенефис Михаила Ульянова, Ирина Купченко здесь — фон, прекрасный и необходимый, но все-таки фон. Я смотрела фильм и постоянно повторяла про себя: какое счастье, что кто-то догадался снять Ульянова именно ТАК! Его игра искрит и фонтанирует экспрессией — экспрессией не разрушающей и бесшабашной, но направленной на струны нашей души, неведомые до сих пор нам самим.
Герой вызывает отвращение, но в то же время он обаятелен; как только поддашься его обаянию, испытываешь к нему жалость; но и жалость коротка, ибо его ничтожество — это его собственный выбор. Его смех, танец, оправдания, слезы — все пропитано страхом и мелкой подлостью. В его улыбке, прическе и манерах есть нечто отталкивающее. И лишь фотографии в финале фильма способны показать десятую долю обаяния честности, силы, правдивости, любви этого человека, держащего крепкими мужскими руками сына, заглядывающего в лучистые глаза жены. И становится очевидной истина — судьба никогда не прощает предательства себя самого.
В творчестве Никиты Михалкова принято выделять как не совсем типичный для его режиссерской манеры фильм «Пять вечеров». Что ж, возможно это действительно так. Но если бы мне предложили выбрать один — самый главный его фильм, я уверенно назвала бы «Без свидетелей».
МАК СИМ, тебе, настоящему!
рецензия на фильм Без свидетелей, Как же я люблю такие фильмы! Малоизвестные, скромные фильмы, которые абсолютно случайным образом поздним вечером вылавливаешь на канале «Культура», смотришь… Потом он надолго остаётся в памяти. Его вспоминаешь, о нём думаешь, его советуешь. Таким и стал для меня фильм «Без свидетелей». Именно после него я поняла для себя: «А Михалков то действительно мастер!»
Составляющие фильма: он, она, один вечер, квартира, несколько фотографий. Использовав так мало цветов, Михалков, как художник, нарисовал действительно яркую, незабываемую историю двух людей. Наполненную, эмоциональную, заставляющую сопереживать и плакать.
В начале фильма вроде всё понятно. Он — яркий, перспективный, ему быть там — среди академиков, начальников и прочей элиты. Когда-то давно он ушёл от неё — ему хотелось большего, ему хотелось золотых гор. А она… Она — кроткая, домашняя, счастливая уже тем, что есть он и Димка, и больше ей ничего не было нужно. В начале фильма я была на его стороне.
Очень легко и очень естественно нам показывается вся история их совместной жизни. Помимо общих сцен с двумя главными героями, зрителю даётся возможность рассмотреть фотографии их счастливого прошлого, прочитать старое письмо, бережно хранимое ею, оказаться наедине с главными героями и выслушать их монологи. И постепенно становится понятно, почему он ушёл, куда он ушёл, почему он продолжает появляться в этом доме, кем он был с ней и в кого он превратился сейчас.
И после всех их разговоров, монологов, криков и слёз, понимаешь: она — святая, он — ничтожество.
И невозможно её не полюбить. Невозможно не прочувствовать её счастье, в финальной сцене, когда свет из сломанной двери чулана так символично упал ей на лицо. И невозможно не ужаснуться тому, как погоня за материальным благополучием и социальном статусом заставила его отвернуться от самых близких, самых родных для него людей, и в итоге сделала его глубоко несчастным, опустошённым, «мёртвым» человеком.
Потрясающий фильм. Хорошо, что я его увидела…
рецензия на фильм Без свидетелей, Конечно же фильм совсем не об этом. Эта, казалось бы банальная, история взаимоотношений мужчины и женщины, заставляет задуматься о многом. О вещах, существующих вне времени и пространства.
Герои являются носителями противоположных жизненных установок. Это схватка добра и зла. Духовности и материализма. Веры в высшую справедливость и страха за свою жалкую оболочку.
Великолепная игра актёров Михаила Ульянова и Ирины Купченко. Они сыграли реальных, живых людей, живущих обыкновенной жизнью. Но за этими образами постепенно, не сразу, возникают вполне определённые архетипы. И вот перед нами уже не бывшие супруги, выясняющие отношения, а противоборствующие сказочные персонажи. А кто из них победит мы знаем с детства. Настоящее кино.
10 из 10.
рецензия на фильм Без свидетелей, Он и Она когда то были вместе, но 7 лет назад он ушел в другую семью, сейчас он заглянул на огонек. То ли спьяну, то ли пытался выяснить действительно ли его жена собирается в ближайшем будущем выйти замуж за человека, на которого он в свое время написал анонимку. Они общаются, ругаются и за полтора часа перед нами проходит их жизнь, их система мышления… Два человека, одна простая квартира и минимум декораций…
Считается, что у Никиты Михалкова лучше всего получаются те фильмы, что он снимает между дел в минимальных декорациях. Так вышло с фильмом «12», который снимался в перерыве в «Утомленных солнцом-2». После просмотра «Без свидетелей» сомнений в этом становится еще меньше…
|