Судьба великого человека рецензия на фильм Айрис, IrisПризнаюсь, что до фильма я не знал практически ничего о Айрис Мёрдок, но после просмотра мне безумно захотелось узнать больше о ней и её творчестве, найти, прочитать, оценить и занести её произведения в золотой фонд моей книжной коллекции — уверен, что в этом плане я не одинок.
Безусловно главное, на что сразу обращаешь внимание — плеяда великих английских и американских актеров. Джуди Дэнч, Кейт Уинслет, Джим Бродбент настолько подошли, настолько вжились в свои роли, что просто невозможно представить кого-то другого на их месте. Тонкая английская речь, тембр голоса, манера повествования, потрясающее красноречие, а какая завораживающая грация, мимика у «молодой» Айрис — Кейт Уинслет, какая мудрость, воля, уверенность читается в глазах «постаревшей» Айрис — Джуди Дэнч… Глядя на такую актерскую игру испытываешь безумное удовольствие.
Фильм заставляет восхищаться великим человеком, её умом, красноречием, открытостью — она всегда такая какая есть…
«Хорошие вина не нуждаются в похвалах… «
И как страшно, когда такой живой ум угасает на глазах твоих родных и близких, когда ты сам понимаешь, что это необратимо, но даже в такой момент Айрис не теряет чувства юмора:
«Как узнать, что мы сошли с ума? Наверное другие люди должны нам об этом сказать… «
Ей нужно думать, ей нужно говорить, ей нужно обмениваться мыслями и главное — ей нужно писать, чтобы жить. Слова это жизнь, мы живем ради любви — её жизненные приоритеты.
Фильм сопровождается красивой английской музыкой, плавными мелодичными мотивами, будто уносящими тебя в старую добрую Англию. Великолепная работа декоратора — как реалистично удалось создать образ дома творческой семьи. Сама режиссура — давно я не видел столь «английского» фильма, столь атмосферного творения и очень порадовала манера съёмок — перемежающиеся отрывки жизни молодой и постаревшей Айрис.
Великолепный фильм о потрясающей личности… И я очень надеюсь что в ближайшее время наш кинематограф сможет создать достойные этой картины кинобиографии Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Евтушенко и других наших прославленных, всенародно любимых писателей и поэтов XX века.
9 из 10
«Супружество, я уже говорил, — очень страшная вещь» рецензия на фильм Айрис, IrisЯ, как человек, хорошо знакомый с творчеством Мердок, и почитающий её выдающий ум, с огромным нетерпение ожидала просмотра этого фильма. Ведь это Айрис! Создавшая столь удивительные сюжеты, так тонко подмечавшая психологические особенности каждого героя, мысли которой были парадоксальны и глубоки! Она та, кем может гордиться женский род, потому что эта женщина преуспела во всех аспектах жизни, и доказала, что женщины не уступают мужчинам ни в науке, ни в творчестве. Я ожидала красочного фильма об удивительной и насыщенной жизни писательницы, ведь это такой интересный сценарий! Споры с преподавателями Оксфордского университета, секретная работа в штаб-квартире государственной службы, знакомство с самыми выдающимися умами современности, непредсказуемые выходки страстно влюбленной в жизнь Айрис.
Я ожидала увидеть её переворачивающей закостенелое мировоззрение уважаемых философов, шокирующей своим остроумием самых искрометных умников, заставляющей девушку отказаться от ухода в монастырь, показав ей все краски жизни, залезающей в чужую квартиру по водосточной трубе, чтобы выкрасть экземпляр своей книги, сидящей ночью на парапете у Сены с бутылкой бренди и сочиняющей сюжет новой книги. Такой была Мердок, вот что нужно было снять, раз речь зашла о ней.
Но что же я увидела в фильме? Перемывание косточек, детальное смакование болезни великой писательницы. На активную часть жизни в фильме отведено минимум времени. Эпизод в пару секунд с хлестким высказыванием в университетской столовой, да эпизод телепередачи, где она ясно высказывает свои мысли, в противопоставлении с другой пленкой, где показана уже прогрессирующая болезнь. В остальном, молодая Мердок показана глазами убогого (в фильме), ревнивого мужа, который под старость только и вспомнить мог, что она спала с другими мужчинами.
Ясно, что Джон был заурядным человеком рядом с Айрис. Хоть и профессор, он не был столь интеллектуально самодостаточен чтобы удовлетворить её потребности в общении, и был явным ханжой по сравнению с её скарлетовской «неуемной жаждой жизни». Мне вообще кажется, что выставляя в своей книге жену в негативном свете- как она была легкомысленна в любовных отношениях и как холодна с ним, он пытался оправдать свои комплексы, сидевшие в нем еще до знакомства с Айрис, но не прошедшие после, из-за чувства своей некой ущербности перед гением жены. Он упирался золотому правилу- в семье должен быть один гений, и это правильно. Возможно, из-за этой скрытой обиды и ревности, он подсознательно пытался её наказать отказываясь заводить детей, но право, это достоверно не известно. Понятно, что столь непосредственная женщина нуждалась во множестве знакомых, которыми упрекал её в последствии муж, но выбрала-то она его одного, и вероятнее из-за преданности, открытости и добродушия. Которые иссякали со временем болезни Айрис.
Три книги Джона о Мердок довольно жестоки и изобилуют подробностями немощности Айрис в болезни. Однако, написанная в ответ книга друга семьи- Эндрю Уилсона «Айрис Мёрдок, какой я ее знал», еще больше шокировала читателей. Потому что в ней Мердок выставлялась развратницей, вовсе не любившей мужа, а Джона- ненавистником творчества жены, который стал встречаться с другой прямо на глазах Айрис, когда её болезнь начала развиваться. Что ж, видно удел великих людей в том, что даже близкие люди не брезгуют выносить сор из избы, и безнаказанно публикуют низкие сплетни об их жизни. Что уж тогда ждать от циничных создателей фильма!
Фильм отвратителен тем, что это скорее социальная реклама, обращающая внимание аудитории на проблему болезни Альцгеймера. Айрис- лишь приманка для просмотра. Так же отвратительно то, что фильм убивает интерес к жизни, преподнося извращенное чувство жалости к больной писательнице. Нет, жалеть её незачем, она прожила столь насыщенную жизнь, какая большинству и не снилась. Но, видимо, чтобы не раздражать зрителей красочным примером, создатели сделали ставку на её угасание. Что, кстати, в последнее время очень распространенно. «Есенин» — так с постоянным демонстрированием фотографии его трупа, «Пушкин» — так только последняя дуэль. Что за омерзительный декаданс преобладает в кино?
Сама Мердок ценила уникальность человеческой жизни, она считала, что человек создает свою сущность в процессе существования, а существование заключается в способности мыслить, а значит создавать мир, чего она больше не хотела. Поэтому страшная болезнь забирала её жизнь, она просто продлила обычно короткий миг забытия у умирающего человека, как в её романе «Сны Бруно» — когда старик лихорадочно припоминает эпизоды из собственной жизни, сплетая их в замысловатую цепь, строит диалог сам с собой- а точнее со своим прошлым и настоящим. У Мердок этот период длился слишком долго, она уже утратила связь с реальным миром, а перебралась в свой внутренний, уже не мысля и не живя, а лишь припоминая, оглядываясь на собственные мысли, чувства, страхи. Поэтому этот период нельзя выставлять как эпизод из жизни писательницы, реальная, внешняя жизнь уже была для нее закончена. И учитывая то, что многие идеи экзистенциализма она поддерживала всегда, то это чувство «заброшенности в мир», где она исчерпала все возможности, ушло вместе с болезнью, открыв для нее путь в мир её собственный, лучший. Она смотрела в глаза смерти без горечи, так к чему эта вымученная в фильме горечь по её смерти?
Что до игры актеров, то да, Кейт Уинслет играет не плохо. Её Айрис яркая, смелая, насмешливая. Вот только судя по грубоватому лицу и стрижке под горшок, Мердок не была столь раскована сексуальной. Джуди Денч, как великая актриса, прекрасно изобразила помешанную старуху, только зачем это связывать с Айрис, не понятно. Джим Броудбент вызывает только негатив, хотя и к реальному Джону Бейли, написавшему о жене столько аморального, у меня только отрицательные эмоции. Хочется верить, что когда-нибудь вместо этого мерзкого фильма снимут правдивый, добрый, красивый и увлекательный фильм об Айрис, такой, какой она была, влюбленной в жизнь.
рецензия на фильм Айрис, IrisБиография жизни английского писателя и философа, лауреата Букеровской премии, если еще и описана в мельчайших подробностях ее насыщенной жизни, сама по себе вызывает уважение, а уж проникновенное отношение и благоговейный трепет перед Айрис Мердок точно обеспечены.
Однако то, что представил зрителям в 2001 году режиссер Ричард Айр, который вернулся к большому кино после длительного перерыва, уважения совсем не вызывает, отнюдь — одни разочарования. Занимаясь долгое время телевизионными проектами, режиссер, видно, совсем потерял хватку и не смог в полной мере адаптироваться для реализации крупного проекта, поэтому ему не удалось создать по-настоящему трогательную драму, основанную на биографии известной писательницы.
Касательно сюжетной основы и ее постановки, фильм выполнен на относительно среднем уровне, и навряд ли может претендовать на что-то, несмотря даже на свои номинации на престижные награды и победы в них. Все же хотелось бы о жизни гениального человека увидеть не менее гениальную постановку, которая бы в полной мере смогла бы передать величие своей героини, а в последние годы ее жизни — ту силу и энергию, с которой она продолжала цепляться за свою жизнь; постановку, которая отвечала бы всем требованиям трогательности и драматизации моментов, вызывая жалость именно к героине, а не к жалким попыткам ее возвысить.
К слову сказать, героиня в исполнении одной из самых заметных в плане актерского мастерства актрис — Джуди Денч, на мой взгляд, подана совсем не так, как ее представляешь после прочтения ее биографии. И как бы актриса не старалась, совсем не получилось у нее выглядеть великой, а вот жалкой, что совсем не подходит ни для героини, ни для самой Джуди Денч — вполне удалось. Лучше своей коллеги выступил Джим Броудбент, который в 2001 году был номинирован сразу за две свои роли — в фильме «Айрис» и в «Мулен Руж». И если вторую можно упустить из виду, то первая действительно стоит похвал и наград, ибо исполнена роль была проникновенно и чувственно, и, честно говоря, сопереживаешь его персонажу гораздо больше, чем Айрис, из чего можно сделать соответствующие выводы об актерской игре Броудбента и Денч.
А ведь в фильме можно обратить внимание и на Кейт Уинслет, и какая разница, на что именно в ней ты обращаешь внимание. Хотя, стоит, наверное, упомянуть, что по большей части внимание к себе она вызывает не актерской игрой, а прелестями плотских утех, что просто блещут в фильме. Однако, каждому свое…
рецензия на фильм Айрис, IrisФильм об одной из величайших писательниц XX века, остроумном мыслителе и проницательном философе Айрис Мёрдок.
Рассказ о нем я хочу начать со слов самой писательницы из одного из самых известных и удачных ее романов «Черный принц» : «Промежуток между „О, я мечтаю о будущем!“ и „Ах, уже поздно, все в прошлом“ так бесконечно мал, что в него невозможно протиснуться».
Эти слова писательницы могли бы стать эпиграфом к этому фильму.
Фильм как бы состоит из двух слоев — Айрис Мёрдок (в исполнении Кейт Уинслет) в начале своей писательской карьеры и Айрис Мёрдок (в исполнении Джуди Денч) в конце жизни. А между ними сорок лет, которые просто выпадают из фильма.
Конечно, эти годы она жила, творила, любила и ненавидела. Где-то там, за кадром.
Фильм лишь показывает, какой она была и какой она стала. Первый роман «Под сетью» (1954) и последний роман «Дилемма Джексона» (1995). А между ними еще двадцать четыре (не считая пьес и философских работ), о которых не сказано ни слова.
Молодая, красивая, раскрепощенная, умная Айрис и Айрис, сраженная болезнью Альцгеймера, забывающая даже слова, которые она так любила всю свою жизнь, почти не-человек.
Фильм тяжелый, при просмотре которого даже появляется некоторое чувство неловкости, что великая писательница представлена на экране в момент жалкого и малоприятного существования из-за своей прогрессирующей потери памяти. Мы видим Айрис опустившейся, неухоженной, больной.
Конечно, все это можно списать на необходимость реалистичности, что кинематограф имеет право обращаться к такой малоприятной теме. Но все-таки, все-таки… Это даже не реалистично, это скорее натуралистично, а поэтому немного отталкивающе.
Актрисы, исполняющие роль Айрис — Кейт Уинслет и Джуди Денч, справились со своей ролью отлично. Недаром они номинировались на «Оскар». Правда, его не получили.
Зато «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана получил Джим Броудбент, исполняющий в фильме роль Джона Бейли, мужа Айрис Мёрдок. Кстати, именно роман Джона Бейли и лег в основу сценария фильма «Айрис».
В фильме нет рассказа о творческих секретах писательницы, не показана так называемая «кухня». Это скорее фильм о любви, пронесенной через всю жизнь, любви, выдержавшей испытание даже страшной болезнью.
Нельзя забывать, что это фильм, а как и в любом фильме все немного идеализировано.
На самом деле у Айрис Мёрдок и Джона Бейли было не все так гладко и красиво в жизни.
Достаточно сказать хотя бы о том, что Бейли был ярым противником детей и лишил Айрис возможности испытать материнское счасите. К тому же он завидовал ее успеху в литературе, и, говорят, что даже не прочел ни одного ее романа.
Да и Айрис была не идеалом. Любвеобильная женщина за свою жизнь имела достаточно мужчин помимо мужа.
Но как бы там не было, Бейли и Мёрдок прожили вместе сорок лет и лишь смерть разлучила их.
Как в фильме.
Стоит ли смотреть фильм «Айрис»? Стоит ли тратить на него время?
Я думаю стоит.
И хотя нет в нем, как принято сейчас говорить, экшна, нет скандальных эротических сцен, да и сюжет немного затянут.
Но фильм определенно заставляет задуматься: а ради чего мы живем? И как мы подойдем к тому концу, который ждет всех нас? И как мы подойдем? И будет ли рядом с нами тот, кто не покинет нас даже в самые тяжелые моменты?
Жалость… любовь… свобода рецензия на фильм Айрис, IrisСвобода — наивысшая мера счастья. В данной истории Айрис добилась ее именно таким способом.
Очень сложно судить фильм о великой и моей любимой писательнице, которая наверняка жила именно в своем мире, кто читал ее романы поймет, ибо только ей удается, закидывая в чащу событий моментально создать связь со всеми героями. Так происходит и в фильме.
Жалость, наверное, это наиболее главное понятие этого фильма, который пропитан экзистенциализмом донельзя, но он в свою очередь этим и прекрасен.
В нашем постмодерниальном и циничном мире, только такого рода фильмы могут разбудить в нас еще что-то более человеческое.
Фильм красив, наполнен пастельными тонами, милыми домоседскими сценами, цепляет натурализмом.
Можно еще много сказать, но я советую один раз посмотреть.
Особенно людям, которые еще не нашли свое счастье.
рецензия на фильм Айрис, IrisФильм скучноватый, не представляет собой кинематографической ценности и держится весь фильм на игре только двух актеров: Джуди Денч и Джима Броудберг.
Они настолько ярко воплотились в героев, что только за их игрой можно наблюдать в данном фильме.
Потерявшая разум, страдающая болезнью Альцгеймера Джиди Денч меня просто восхитила. Смотря на нее даже сложно поверить что это та самая Джуди и что эту роль вообще играет актриса. И заботливый, любящий иногда срывающийся от обиды муж Джим Броудберг, он в этом фильме иобразил чень реального персонажа, ставя себя на его место, начинаешь понимать что мы поступили точно также.
В историю старости Айирис, также вплетены моменты из ее юности. Иногда кажется что кадры из юности в данном фильме неуместны, конечно видим яркую грань между молодостью и немощностью в старости, красноречием в молодости Айрис и абсолютным забыванием слов, а также отчетливо ярко подчеркивается некоторая безбашенность и ветренность молодой Айрис.
Но все же иногда это фрагменты раздражают и мешают, часто они повторяют одно и то же, что не дает полностью погрузиться в последние дни жизни знаменитой писательницы. Роль молодой Айрис исполняет Кейт Уинслет. Роль безусловно необычная и очень сложная, и далеко не каждая актриса согласилась бы эту роль сыграть. Но Кейт молодец, она безупречно исполнила данную роль, посмотрев данный фильм вы откроете ее абсолютно другой стороны для себя как актрису. Но как я уже сказала фрагменты из молодости Айрис были слегка неуместны и даже потрясающая роль Уинслет эти момент не спасла.
Однако этот фильм о легендарнейшей личности. Что уже должно представить больой интерес для публики. И плюс просто БЛЕСТЯЩАЯ игра актеров, я давно не наблюдала такого сильнейшего ансамбля актеров, которые не играли, которые проживали жизни героев. Из-за них просто невозможно оторвать взгляд от экрана, поэтому моя оценка:
8 из 10
|