Российские прокатчики, видимо, специально расчистили путь «Аватару» Джеймса Кэмерона, стартовавшему бы в полном одиночестве, не будь примкнувшей к нему драмы «Реванш» Гетца Шпильманна, выходящей в ограниченном прокате.
«Аватар»
Когда-то здоровый морпех, ныне прикованный к инвалидному креслу, Джейк Салли взамен своего погибшего брата отправляется на планету Пандора, богатую залежами одного сверхдорогого минерала. Крупнейшее его месторождение находится прямо под поселением тамошних жителей — синекожих На’ви. Командованием решено отправить Джейка в разведывательную операцию, для этого его сознание пересаживают в специального «аватара», искусственное тело, созданное из ДНК обитателей планеты. Будучи на задании, морпех завоевывает доверие На’ви, а вскоре и проникается к аборигенам симпатией.
Про данный проект рассказать кому-нибудь что-то новое кажется свершением из разряда невозможных — об «Аватаре» заранее известно все. Конкретный образ этого фильма начал вырисовываться в середине 90-х, но отдельные наброски для него Кэмерон делал аж с 70-х: он записывал в тетрадку собственные задумки (берущие начало из научно-фантастической литературы, в частности из некоторых рассказов Эдгара Берроуза), обрывки маминых снов, добавлял к имеющемуся какие-то внезапные идеи — в итоге весь такой разрозненный клубок образов превратился в более чем цельный и определенный «Аватар».
Тогда технологии не позволяли снять картину такой, какая она задумывалась режиссером изначально. После успеха «Титаника» «проект мечты» все также стопорился — потенциальные производственные затраты в 400 миллионов казались безумством для любой голливудской студии. Ветер перемен обозначил себя лишь после выхода «Властелина колец». Посмотрев фильм, Кэмерон решил, что время пришло, технические возможности мирового кино достигли нужного уровня, стали менее дорогими, и один из самых амбициозных фильмов в истории Голливуда начал обретать реальные черты.
На первый взгляд фабула столь долгожданного «Аватара» почти что банальна — подробности выяснения отношений между коренными американскими жителями и вторгшимися на их территорию британскими колонистами знают очень многие, хотя бы благодаря истории о Покахонтас, здесь просто перенесенной на новую почву, или точнее, на другую планету.
Но в случае с данным фильмом важно, конечно, не что, а как: Кэмерон в массовом кино непререкаемый авторитет, чемпион кассовых сборов, известный перфекционист и мечтатель — что у него ни проект, так удар прямо в цель. Каждая его картина продумана вплоть до мелочей, несмотря на растущий от творения к творению масштаб, в «Титанике» достигший просто-таки апофеоза, как по суммам затраченных производственных ресурсов, так и по последующему успеху. В «Аватаре» Кэмерон не просто движет историю по заранее установленным рельсам: он фактически полностью с нуля ткет ее ткань, придумав и тщательно разработав свой собственный мир, в котором, без сомнения, ему известен каждый камень и любая травинка, разглядеть которую при помощи самых передовых визуальных эффектов, явно не составит никакого труда.
Если оглядеть кэмероновскую фильмографию, то очевидно, что к каждому своему фильму он подходит с невероятным энтузиазмом и выжимает из имеющегося материала абсолютно все, что можно и даже сверх того. Так после пробного сиквела «Пираний» он снял «Терминатор» — до сих пор выглядящий очень даже на высоком уровне научно-фантастический триллер (причем с эпическим бэкграундом, вся помпезность коего осталась за кадром, где-то на полях сражений человечества с роботами-завоевателями, и давалась лишь небольшими кусками). Далее «Чужие» — камерный фильм Ридли Скотта в гигеровских интерьерах самым лучшим образом превратился в пугающий атмосферный экшен. Следом впечатляющая «Бездна», кажется, ставшая единственным коммерческим провалом режиссера. В начале 90-х выходит второй «Терминатор», более масштабный, более эффектный, чем первый, и столь же прекрасно выстроенный, приковывающий зрителя к креслу на протяжении всех двух с половиной часов повествования. Через три года успех «Правдивой лжи» — боевика, в котором есть все, что душе угодно, но при том снятого с большой долей юмора, что только придало ему только дополнительного очарования. И, наконец, «Титаник» поднявший планку кассовых сборов настолько высоко, что до сих пор остается непокоренным.
И ведь, по сути, чисто внешне в сюжетном плане вроде бы ничего особого нового ни одна из картин не представляла. Мотив робота-убийцы использовался уже не раз (как минимум вспоминается хит 1973 года «Западный мир»), «Чужие» были сиквелом, «Правдивая ложь» — ремейк, пускай и вполне себе самостоятельный, гибель «Титаника» тоже становится основой для фильма не впервые. Но важно, насколько мастерски Кэмерон рассказал все эти истории, внятно, с невероятным чувством ритма, поражая самого взыскательного зрителя, и как когда-то один из его любимых режиссеров — Стэнли Кубрик, стараясь своей работой поставить точку в выбранной им теме.
«Аватар», судя по всему, как минимум, если и точка, то перед новым предложением. Ему вовсю пророчат стать новым витком в эре трехмерных киноразвлечений, ибо только в 3D всю прелесть фильма и можно будет оценить, испытать эффект полного погружения в атмосферу, созданную Кэмероном и компанией, совершивших новый прорыв в области визуальных эффектов. Невероятные кассовые сборы, определенно, тоже не заставят себя ждать.
«Думаю, не стоит постоянно напоминать зрителям, что они в кино. Думаю, как раз лучше, наоборот, устраивать им настоящее путешествие в мир на экране, чтобы их ничто не отвлекало от происходящего, и чтобы они забывали, что они смотрят 3D, и думали, что находятся на Пандоре. Думаю, это лучший способ осуществить волшебное перемещение из кинозала на другую планету. В конце-концов, я хочу, чтобы в фильме было немножко волшебства», — рассказал в интервью КиноПоиску сам постановщик фильма Джеймс Кэмерон.
О перфекционизме режиссера поведал и актер Стивен Лэнг, сыгравший в «Аватаре» одну из центральных ролей: «Джеймс Кэмерон — дико, безрассудно и страстно дотошный искатель достоверности. Он всем нам подавал пример, как нужно работать. Ни одно действие на площадке, ни один выход не происходил без полной готовности и полной самоотдачи всех участников, но не потому что Джим этого требовал ото всех, а потому что это были его требования прежде всего к себе самому. Он всегда старается полностью погрузиться в процесс и в то же время он всегда открыт для новых идей, которые тут же ухватывает. В работе он требует от тебя полной вовлеченности и живого участия на уровне импровизации. Ты всегда должен быть предельно сфокусирован и максимально точно представлять, что ты делаешь».
Критики, как ожидалось, вполне себе в восторге от увиденного зрелища: «Я говорю этому фильму «да», поскольку «Аватар» тот художественный опыт, который в течение многих последующих лет определит то, чего кино сможет достигнуть, не просто копируя наше с вами существование, а создавая новую, доселе невиданную реальность. Сюжет может показаться знакомым из-за тех бесчисленных голливудских фильмов вроде «Танцев с волками» (американец сочувствует племенам, которые ему предназначалось уничтожить), «Апокалипсиса сегодня» (ну или любой другой антиглобалисткой военной эпопеи) и даже «Района № 9» (снятый в Южной Африке, где человек становится частично инопланетянином и преследуется другими людьми). Часть диалогов во вводных сценах «Аватара» может быть не настолько убедительна (Кэмерон никогда не был великим режиссером по части работы с актерами), но все подобные возражения истончаются, а затем просто исчезают перед лицом беспрецедентных визуальных эффектов. Этот нереальный, но существующий на экране, притягательный мир, в который вас приглашают окунуться с головой. Не сопротивляйтесь этому; пропитайтесь и просто взлетите ввысь. Ведь Кэмерон лишь просит о том, чтобы вы открыли свои глаза», — пишет Ричард Корлисс, Time.
«Невероятное визуальное достижение, которому немного препятствует банальная манера повествования и картонные персонажи. Однако, зрители, которые хотят только волнения, будут довольны. Кэмерон приятно растягивает эпические экшен-эпизоды так, чтобы фильм открыто не начал напоминать бесконечную поездку на «американских горках». Он придерживает самое лучшее для заключительной части. Последние 45 минут «Аватара» — самое прекрасное в нем, Кэмерон откладывает в сторону скудных персонажей и сюжет в угоду сражению между людьми и На’ви. Среди актеров Сигурни Уивер смотрится лучше всего, ее крутое поведение в роли Рипли из саги о «Чужих частично скопировано в «Аватаре» для образа сугубо логичного ученого», — кинокритик Эммануэл Леви.
«Реванш»
Алекс и Тамара пытаются завязать с темным прошлым и решают ограбить банк в маленьком городке, где живут полицейский Роберт и его жена Сюзанна. Их пути пересекутся самым печальным образом.
Прошлогодний «оскаровский» номинант «Реванш» Гетца Шпильманна в чем-то повторяет структуру его предыдущей ленты «Антарес» — практически противоположные сюжетные линии здесь сплетаются в одну трагедийную. Рай (идеальная семья полицейского) сталкивается с адом (грабители), происходит цепная реакция, ведущая к непоправимым последствиям. Критики от «Реванша» в полном восторге и практически все, за редкими исключениями, пишут на фильм хвалебные отзывы.
«Реванш исследует психологический ландшафт, показывая, как люди соприкасаются друг с другом, а также и с Богом, если они в него, конечно, верят. В этом прекрасном, грустном, тревожном фильме показана настоящая библейская трагедия», — заявляет Стивен Ри, Philadelphia Inquier.
«Статичная камера Мартина Гшлахта часто будто сокрыта в тени. Когда камера двигается, то нужный в определенных сценах эффект достигается на высоком уровне. Некоторые эпизоды близки к клаустрофобии, присущей хоррорам. Но все же, человеческая драма режиссеру предпочтительнее, чем жанр как таковой. А вот актеры совершенно не выкладываются. Даже в сцене гневного мучительного конфликта царит тишина и неподвижность», — Лиза Кеннеди, Denver Post.
На следующей неделе в российском прокате стартуют «Информаторы» Грегора Джордана, сиквел «Элвина и бурундуков», продолжение «Приключений Аленушки и Еремы», «Возвращение домой» Томаса Винтерберга и «Маскарад» Лье Салема.
|